Развитие кратковременной памяти у взрослых. Как тренировать память и внимание у взрослых: в быту и экстремально. Тесты на запоминание

Человек живет в мире, где каждый день ему приходится сталкиваться с огромными объемами информации. Поэтому если не пытаться усовершенствовать свою память и внимание, то можно с легкостью затеряться в этом бурном потоке различных сведений, фактов, событий, дат.

Виды и характеристики памяти

Память делят на пять видов, которые отличаются друг от друга

  1. Моторная память – отвечает за движения. Благодаря ей происходит автоматическое воспроизведение таких движений, как ходьба, бег, поворот головы, поднятие руки и прочее.
  2. Эмоциональная память – это все чувства, связанные с определенными происшествиями в жизни.
  3. Образная память – неразрывно связана с работой органов чувств, так как события поступают в форме различных образов. Эта память в свою очередь делится на подвиды: зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая.
  4. Логическая память – благодаря ей различные элементы связываются друг с другом логической связью (например, причина и следствие).
  5. Эйдетическая память – помогает воспроизвести яркие события с мелкими деталями и подробностями.

Память имеет свои характеристики : объем (запоминание и хранение информации в определенном объеме), быстрота (это скорость, с которой воспроизводится информация при необходимости), точность (воспроизведение и запоминание информации с различного рода деталями) и длительность хранения информации (это срок, в течение которого удерживается информация в памяти).

Упражнения для тренировки памяти и внимания

Если человек хочет развить свою память, ему необходимо запастись огромным терпением, так как это долгий и достаточно трудоемкий процесс. Рассмотрим несколько простых упражнений для развития памяти и внимания.

  1. Необходимо взять картинку, на которой изображены несколько животных, количество их должно быть от семи до десяти. В течение одной-двух минут смотрим на картинку, затем убираем ее и на чистом листе записываем всех животных, которых запомнили по алфавиту.
  2. Можно попросить кого-нибудь написать 15–20 слов, которые ничем между собой не связаны. Прочесть их в течение 1-2 минут, а затем попытаться записать их в том же порядке, что и в списке.
  3. Берем предмет, который состоит из множества мелких деталей, изучаем его в течение 1-2 минут. Затем убираем его и пытаемся описать как можно точнее.
  4. Выбираем отрывок текста или стихотворение и пытаемся выучить как можно быстрее.
  5. Такие игры, как монополия и покер помогают развить логическое мышление и продумывать ходы – свои и соперника.

Что необходимо для удачных тренировок памяти и внимания?

Для того чтобы мозг хорошо работал, ему необходимо обеспечить условия работы. Как же это сделать? Мозг снабжается кровью, которая обеспечивает его кислородом. Поэтому на работе необходимо на 2-3 минуты открывать окно и проветривать комнату, нельзя работать в прокуренных помещениях. И хотя бы один день в неделю нужно стараться проводить на свежем воздухе.

Ученые доказали, что чем больше человек двигается, тем крепче у него память и внимание. Отдел мозга, который отвечает за запоминание и ориентирование в пространстве при активном образе жизни усиливает рост нервных клеток, а значит и укрепляет структурные связи, улучшая память.

Для улучшения эффекта от тренировок памяти и внимания используйте следующие рекомендации:

1. Постановка цели. Прежде чем начать запоминать, поставьте цель (устно или письменно), т.к. наш мозг устроен так, что при наличии цели он концентрируется именно на том, на чем именно нужно.
Пример: закройте глаза и попытайтесь вспомнить какие вещи вокруг вас например синего цвета, после того как идеи из памяти исчерпались, откройте глаза и вам сразу же начнутся бросаться в глаза предметы именно этого цвета которые вы не замечали.

2. Сопоставление. Для упрощения запоминания сопоставляйте слова с образами. Мозгу тяжело запоминать слова, ему легче запомнить образ связанный с этим словом.

Также для хорошей работы мозга и функционирования памяти и внимания необходимо высыпаться (для взрослого человека достаточно семь–восемь часов, для подростка – девять). Негативно влияют на работу памяти и внимания такие привычки, как курение и злоупотребление алкоголем. Все это постепенно разрушает память, снижает способность к запоминанию и ухудшает внимание.

Тренируем память и внимание с помощью пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика помогает синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга. Упражнения для памяти не отнимут у вас и 5-и минут, поэтому выполнять их можно в любое время и месте, где вам будет удобно.

Перед упражнением следует растереть руки сильно до разогрева, чтобы усилить кровообращение необходимых зон для стимуляции.

  1. Хлопки ладонями — снимает напряжение наших ладош.
  2. Упражнение с большими пальцами. Выполняется упражнение следующим образом. Обхватываем большой палец ладошкой и тянем его от себя, как бы «отрываем» его. Упражнение делается в течении 30 секунд.
  3. Жесты Кукиш и Окей. одной рукой изображаем жест кукиша,а второй рукой жест окей. меняем местами жесты поочередной. Может в начале будет тяжело, но после нескольких упражнений можно привыкнуть.
  4. Объятия пальцами. Соединяем ладошки вместе и сгибаем пальцы в замок поочередно (указательный одной ладони с указательным второй, безымянный одной ладони с безымянным второй и так далее).
  5. Сожмите ладони в кулак, поочередно отгибайте два верхних и два нижних пальца. На одной руке отогните два верхних пальца, на второй руке два нижних, и чередуйте пальцы на обоих руках.

Способы улучшения памяти и внимания в любой момент

  • Старайтесь запоминать названия улиц и проулков сопоставляя их с картой местности, тем самым запоминая их расположения на карте при прогулках или поездках по городам.
  • При беседах с людьми старайтесь запомнить всевозможные мелочи. Обращайте внимание на внешний вид и жесты собеседника. При разговоре и зрительном контакте ваше внимание лучше фокусируется.
  • Учите всевозможные стихи, интересные фразы, номера телефонов, иностранные языки.
  • При повторной готовке любого блюда старайтесь делать его по памяти. Изучите все пропорции и ингредиенты, и пользуйтесь рецептами без кулинарной книги.

Боремся с рассеянностью и улучшаем внимание

Рассеянность очень осложняет жизнь. Недовольное начальство и домочадцы, забытые вещи, не сделанные дела, невыполненные обещания – вечные спутники рассеянного человека.

Невнимательность бывает разной. Специалисты разделяют ее на «подлинную» и «мнимую» . Первый вид невнимательности свойственен людям, страдающим от сильного переутомления или может являться признаком некоторых болезней, например, анемии. «Мнимая» рассеянность, как ни странно, является результатом повышенной сосредоточенности. Человек настолько увлечен каким-то делом, что все остальное просто выпадает из поля его зрения.

Рассеянность – не врожденное качество. От нее можно и нужно избавляться. Однако для этого придется приложить немало усилий. Прежде всего, нужно позаботиться о полноценном отдыхе. Спать не менее 8 часов. Регулярно питаться, желательно здоровой пищей. Постараться отказаться от вредных привычек, употребления алкоголя. По возможности избегать стрессов, регулярно заниматься спортом и ограничить свое пребывание в сетях. Ведь доказано, что злоупотребление интернетом делает человека забывчивым и невнимательным .

Порой рассеянность проявляется в результате недостатка витаминов В12 и В9. Поэтому рассеянным людям необходимо включить в свой рацион такие продукты, как рыба, крольчатина, говяжьи печень, сердце и почки, морепродукты, молочные и кисломолочные продукты – в них содержится заветный В12. А чтобы восполнить недостаток витамина В9 нужно употреблять в пищу зелень, бобовые, капусту (брокколи, кочанную, цветную), печень, яйца, крупы, арбузы, орехи, цельно зерновой хлеб, кукурузу, помидоры, цитрусовые.

Упражнения для улучшения внимания

Взять верх над невнимательностью помогут упражнения для тренировки памяти. Вот несколько простых упражнений, которые помогут справиться с рассеянностью и сконцентрироваться. Но при условии, что делать их будут регулярно.

  1. Нужно выбрать знакомого человека и вспомнить о нем как можно больше. Все до мельчайших деталей. Цвет глаз, волос, прическа, одежда, обувь и аксессуары, которые он обычно носит. А при встрече сравнить полученный портрет с оригиналом.
  2. Читая книгу нужно попробовать одновременно напевать вслух. Это упражнение научит работать в режиме многозадачности.
  3. Выбрать на улице вывеску или рекламный плакат. Разглядеть его в течение нескольких секунд, отвернуться и попытаться как можно подробнее описать увиденное. Это упражнение помогает развить внимание к мелочам.
  4. Гуляя по парку или двору нужно выбрать случайного прохожего, посмотреть на него секунду, потом отвернуться и представить, что он делает и куда направляется. Затем обернуться и проверить правильность догадки. Это упражнение «научит» мозг подмечать больше деталей и развить способность прогнозирования.
  5. Нужно нарисовать на чистом листе точку произвольного цвета и размера и положив перед глазами, полностью сосредоточиться на ней, отгоняя все посторонние мысли. Продолжать упражнение нужно минут десять. Это упражнение усилит концентрацию внимания.
Итак для улучшения памяти и внимания нужно:
  • спать не менее 8 часов;
  • регулярно питаться, употреблять здоровую пищу;
  • бросить вредные привычки;
  • проводить больше времени на природе и меньше у мониторов;
  • тренируем память делая специальные упражнения;
  • само совершенствоваться (читать книги, учить языки, изучать интересные публикации, как наши)

И в завершении давайте окунемся немного в мифы Древней Греции, где существовали в те далекие времена река Забвения и Богиня Мнемозина. Они были полной противоположностью друг друга. По приданию, все умершие, попадая в царство мертвых, пили из реки Забвения и забывали всю свою земную жизнь. И только двоим – Тиресию и Амфиарайю – удалось сохранить свою память после смерти. Богиню Мнемозину очень любили и почитали в Греции. Это богиня памяти. Она могла воскрешать из давно позабытого прошлого различные события и факты. Отсюда можно сделать вывод, что еще ученые Древней Греции понимали важность и необходимость изучения памяти.

Конечно, даже упорные тренировки вряд ли научат вас запоминать 30-значные числа с одного взгляда, но улучшить память вполне возможно. И для этого существуют вполне рабочие инструменты. Проведу аналогию: не всем дано стать великими оперными певцами, но если посещать занятия по вокалу, вы сможете научиться петь лучше.

Память, говоря научным языком, это психический процесс приобретения, хранения, удержания и воспроизведения информации.

При запоминании в нашем мозге происходит три важных процесса: сначала мы кодируем информацию, потом отправляем на хранение, чтобы вернуться к ней, когда понадобится, а потом (если этот момент настанет) пытаемся воспроизвести. По этому же принципу организована и работа всех компьютеров. Только вот у них отсутствует процесс, присущий человеку, - забывание. Забывания не надо бояться, это естественное явление. Мозг должен удалять невостребованную информацию. Главное - научиться не забывать действительно важные вещи.

Виды памяти

Существует несколько видов памяти, для каждого из которых требуется своя тренировка.

  1. Сенсорная. Удерживает информацию, полученную непосредственно от органов чувств. Это зрительная, слуховая память. Информация не удерживается долго, всего 0,1–3 секунды.
  2. Кратковременная. Удерживает информацию ограниченное время (до 30 секунд) и не может хранить данные о большом количестве объектов. Чтобы запомнить что-то, существует проверенный способ - повторение. Без повторения информация просто исчезает с течением времени.
  3. Долговременная. Хранит информацию долго (часы, годы, иногда всю жизнь). Причём простое механическое заучивание не поможет надёжно запомнить что-то - необходима мысленная интерпретация, переработка материала, а также установление связей с уже имеющимися знаниями. Хранить информацию - это одно, а воспроизводить её - совсем другое. Иногда нужное знание легко достать на поверхность, иногда для этого требуются серьёзные усилия.

Долговременная память обычно делится на два типа:

  • декларативная (знания о мире и о конкретных событиях);
  • процедурная (воспоминания о движениях тела и о том, как необходимо использовать объекты в окружающей среде).

Упражнения для развития памяти

1. Таблицы Шульте

Таблицы Шульте помогают не только освоить технику скорочтения. Они к тому же тренируют периферийное зрение, внимательность и наблюдательность - в общем, необходимый набор для развития зрительной памяти.

2. Метод Айвазовского для развития фотографической памяти

Если вы видели картины Айвазовского, вы поймёте, что его метод работает: чтобы остановить движение волны и перенести его на картину, требуется и внимательность, и память. Итак, что нужно сделать: в течение 5 минут пристально смотрите на объект, который нужно запомнить, подмечайте все мельчайшие детали. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно точнее воспроизвести образ предмета. Регулярными тренировками вы сможете развить этот навык.

3. Учите наизусть

Чем больше вы занимаетесь в спортзале, тем лучше развиты ваши мышцы. Этот же принцип работает и с памятью. Учите наизусть: стихи, списки дел и покупок, отрывки из прозы, монологи киногероев, дозировку лекарств. Если вы скучаете дома - выгляните в окно и запоминайте номера проезжающих мимо машин. Запоминайте всё подряд, причём старайтесь не просто механически заучивать, а придумывать ассоциации. Результаты не заставят себя ждать.

4. Подслушивайте

Хотите развить слуховую память? Подслушивайте. Да, мы знаем, мама говорила вам, что это неприлично. Но на что только не пойдёшь ради собственной памяти? Когда едете в трамвае или метро, слушайте, о чём говорят люди вокруг вас. И, как в методе Айвазовского, закрывайте глаза и воспроизводите всё услышанное - с точными интонациями, вспоминайте лица людей. Так вы не только будете лучше воспринимать информацию на слух, но и легко станете улавливать эмоции в голосе.

5. Ходите разными маршрутами

Ходить по проторённому пути не только скучно, но и бесполезно для памяти. Дайте своему мозгу новые впечатления. Будьте внимательны, когда идёте домой: запоминайте вывески, дома, магазины. В целом любые новые мероприятия усиливают мозговую деятельность, так что ни в чём себе не отказывайте и посещайте музеи, театры, кафе, кино, праздники и фестивали.

6. Сочиняйте истории

Этот метод подходит, чтобы запоминать списки: перечни дел, покупок, событий. Просто свяжите всё в единую историю. Сюжет должен развиваться последовательно и логично, но фантазию можно включать на полную. Более яркие образы запомнить легче. Это может быть сказка, может быть мнемоническая фраза (известный пример - «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Этот способ поможет запоминать и взрослым, и детям.

«Забыл! Что-то я забыл!» Как часто вы произносите эту фразу хотя бы мысленно? В ведь это «что-то» может быть чем-то важным!

Большинство людей рано или поздно сталкиваются с проблемой плохой памяти. Или задаются вопросом, как её улучшить. Что сделать, чтобы запоминать больше, быстрее и качественнее?

Все люди одарены способностью запоминать все, что их окружает. Будь-то новые люди, их имена, лица. Или же это важные дела, которые стоит сделать через некоторое время. Или список покупок и день рождения подруги.

Память – уникальная способность. Она позволяет нам не забывать о важных вещах. Она необходима для любого человека, чем бы он не занимался.

Мы часто можем слышать, как другие говорят: «Ему повезло, у него хорошая память!». В этих словах присутствует доля восторга, и некоторая зависть.

Но у меня хорошая новость! Память можно и даже нужно развивать! Учёные доказали, что определённые условия работы и жизни помогают стимулировать работу мозга, делать её более продуктивной. Лучше всего действуют на правильную мозговую активность полноценный сон, правильное питание и регулярные физические нагрузки.

Кроме того, люди совсем не задумываются, что память — хорошая память — это не только подарок с рождения. Нет, чтобы иметь действительно хорошую память, ее нужно тренировать. Цицерон говорил:

«Память слабеет, если ее не упражняешь».

Но что, если вы всё это соблюдаете, а запомнить важный номер телефона так и не удаётся? Как всё-таки тренировать память?

Если мы запомнили некую информацию, это значит, что мы применили эффективные приемы для запоминания. Но если запомнить не получилось, значит, процесс запоминания прошел, неправильно.

Что ж приступим к тренировке памяти. И уже через несколько недель, а может и дней, вы сможете похвастаться отличной памятью!

12 простых упражнений для развития «феноменальной памяти»:

1. Улучшите процесс запоминания

При запоминании чего-либо необходимо обдумывать действие, проводить параллели с вашей жизнью. Скажем так, чем больше вы проведёте ассоциаций, тем больше возможности запомнить то, что вы хотите.

2. Попытайтесь вспомнить самостоятельно

Бывают моменты, когда забыли телефон партнера, или имя и отчество человека, с которым предстоит важная встреча и т. д. Не спешите открывать блокнот, чтобы просто прочесть нужную информацию. Попробуйте вспомнить это сами. Эта информация уже лежит «на полочке в вашей голове», стоит только найти её.

Если вам необходимо запомнить что-либо важное, постарайтесь создать в уме некий образ, который ассоциируется с тем, что необходимо запомнить. будет легче это сделать.

4. Проговаривайте полученную информацию

Когда хотите запомнить важную информацию, попробуйте пересказать ее, или объяснить ее другому человеку. Процесс запоминания становится лучшим, когда вы проговариваете полученную информацию.

5. Займитесь арифметикой

Когда вам нечем себя занять в скучных и долгих очередях, попробуйте в уме начать решать совсем простые арифметические задания. Например, перемножьте количество ножек тех красных стульев на количество вазонов на подоконнике. Или посчитайте суму цифр на номерах проезжающих мимо машин… Такая практика на самом деле является отличной тренировкой памяти.

6. Вспомните, что с вами было на протяжении дня

Перед сном, по истечении дня, прокрутите в голове все его детали. Что вы делали на протяжении всего дня, что бы вы предприняли чтобы улучшить некоторые моменты. Вспомните свой день в обратном порядке. От теперешнего момента и до пробуждения. Поверьте, это непростая задачка! Задайте : «Какое решение, сделанное мной сегодня, было самым эффективным?».

7. Читайте больше книг!

Что может быть лучше, чем проводить свободное время за чтением интересной и полезной книги? Читая книгу, мозг напрягается, чтобы запоминать детали. Кроме того, вы включаете фантазию и начинаете визуализировать всё то, о чём читаете. Это здорово тренирует мозг.

8. Учите стихи и отрывки текста

В школе нам задавали учить стихотворения не просто так. Запоминание рифмованных стихов и нерифмованных отрывков текста помогает развивать память. Поэтому учите стихи. Постарайтесь выбирать те произведения, которые вам действительно нравятся.


9. Не вздумайте зубрить!

Помните, как в школе/ университете мы могли вызубрить нужную нам , чтобы получить хорошую оценку? Забудьте об этом. Эта методика не помогает развивать память. Тупая зубрёжка неэффективна. Она утомляет мозг, и он быстро перестаёт реагировать на получаемую информацию. Лучше вдумывайтесь в прочитанное. Нужно не просто выучить, но и понимать то, что вы читаете.

10. Повторяйте

Но повторять пройденный материал всё-таки стоит. Не зубрить, а именно повторить — освежить в памяти. Как говорят: «Повторение – мать учения». Повторяйте полученную информацию. Каждый день, в течении, например, 5 дней. Повторяйте то, что узнали. Эта информация отложится в долговременной памяти, и вы с лёгкостью сможете её оттуда достать.

11. Не ленитесь

Вы никогда не сможете чего-то добиться и запомнить что-то, если будете ленится. Лень – это ржавчина ума. Не позволяйте ей завладеть вашей памятью. Не поддавайтесь искушению провалятся на диване без дела. Возьмите лучше книгу или включите расслабляющую музыку. Это заставит работать мозг и тем самым улучшать память, в то время как физически вы будете отдыхать. А если вам нужно что-то запомнить, то быстро подключайте все ресурсы.

12. Изучите несколько иностранных языков

Приятно приехать в Италию и вальяжно произнести «Buongiorno!» проходящему официанту. А затем ловить восхищённые взгляды тех, с кем вы приехали. Не так ли? А ведь давно известно, что изучение иностранных языков способствует развитию хорошей памяти . А ещё это очень интересно! Так почему бы этим не воспользоваться?

Это эффективные методики тренировки памяти. Но есть ещё кое-что интересненькое. Память неразрывно связана с правильной и хорошей работой мозга. А значит, стимуляция его работы позволяет улучшить память:

  1. Доказано, что регулярные занятия спортом повышают мозговую активность и улучшают память;
  2. Нет серым будням! Хорошо запоминается то, что не вписывается в рамки обыденности. Попробуйте сменить обстановку, внести ярких красок, пойти в магазин новой дорогой… Не обязательно кардинально менять свою . Просто добавьте что-то новенькое в повседневность, и ваш мозг заработает с новой силой;
  3. Добавьте новых привычек . Например, наведение порядка на рабочем столе утром – отличное начало продуктивного дня!
  4. Медитация, релакс заставляют мозг переключиться, расслабится. Это значит, что новые задачи он будет выполнять с удвоенной энергией;
  5. Музыка оказывает просто магическое влияние на наш мозг. Доказано, что люди, которые занимаются музыкой имеют лучшую память и аналитические способности;
  6. Работа в команде. Брейнштормы не раз доказали свою эффективность. А теперь и учёные доказали, что решения принятые в команде были более точными и быстрыми. Они связывают это с тем, что при коммуникации информация легче воспринимается и усваивается. Поэтому решайте задачи вместе!
  7. Мозг усваивает и сортирует информацию пока мы спим . Поэтому не игнорируйте этого процесса.

Заключение

Это лишь небольшая часть действенных техник развития памяти. Но простое прочтение не даст результата. Применяйте эти техники. Помните, лишь 50% результата зависит от врача, а остальные 50% - от пациента. Без работы над собой – вы никогда не достигните вершин.

Было полезно? Ставьте «мне нравится», мы будем знать, что вам полезно и подготовлю больше статей про развитие разных навыков.

А пока читайте другие наши статьи о саморазвитии:

Мы нередко жалуемся на плохую память — и свою, и особенно у детей. Специалисты единодушны: развитием памяти надо просто заниматься. Чтобы дело пошло веселее, мы выбрали 8 головоломок из новой книги, которая вся посвящена . Надеемся, эти игры скрасят ваш семейный досуг.

Скрипка, ножницы, жираф...

Внимательно рассматривайте в течение двух минут предметы, изображенные на картинке. Потом, не глядя на картинку, запишите на листе бумаги, что вы запомнили. Не расстраивайтесь, если не можете вспомнить все.

Запоминая предметы, следуйте определенному порядку. Произносите их названия вслух.
Сначала запомните одну группу из пяти предметов, потом добавьте еще одну и так далее.

Что на афише?

Внимательно рассматривайте афишу в течение минуты.

Теперь, не подглядывая, ответьте на вопросы.

  1. Сколько лошадей изображено на афише?
  2. Речь идет о США или Великобритании?
  3. Что анонсирует эта афиша — кинофестиваль или цирк?
  4. Сколько звездочек находится в самой нижней части афиши?

Свеча и снеговик

Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте картинку.

Ответьте на предложенные вопросы.

  1. Какая цифра соответствует снеговику?
  2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?
  3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?
  4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Всем купаться!

Изучайте и запоминайте детали фотографии в течение полутора минут. После этого закройте ее и ответьте на вопросы.

  1. Где происходит действие — на пляже или в горах?
  2. Все ли женщины в купальниках?
  3. Есть ли на фотографии мужчина с поднятым вверх указательным пальцем?
  4. Все ли люди находятся на переднем плане или на заднем тоже кто-то есть?

Когда родился Галилей?

В течение полутора минут запоминайте имена исторических личностей и год их рождения. Затем закройте список.

Теперь все имена и даты перемешаны. Найдите правильный год рождения для каждой исторической персоны.

Сколько стоит шкаф?

Вам нужно меблировать комнату ваших детей. На рисунке — цены из каталога мебели. Запоминайте их в течение минуты. Теперь закройте этикетки и ответьте на вопрос:

Сколько денег вы потратите, если решите купить двухъярусную кровать, круглый коврик, два кресла, две лампы и двухсекционный шкаф?

Эффективность любой деятельности, решение проблем и развитие личности зависят от тех знаний и умений, что хранятся в нашей памяти. Это основа житейского и профессионального опыта, способности к освоению нового и даже интеллекта. Ведь от объема и разнообразия имеющейся информации зависит, насколько будет продуктивным и творческим наше мышление. Люди прекрасно осознают важность процессов запоминания, сохранения и воспроизводства информации, поэтому вопрос, как улучшить память, всегда остается актуальным.

Психологи определяют память как способность живого организма сохранять и потом использовать результаты своего опыта. У человека этот процесс может быть как непроизвольным, непреднамеренным, так и целенаправленным, произвольным и осознанным. Память включает в себя 4 взаимосвязанных процесса:

  • запоминание,
  • сохранение,
  • воспроизводство,
  • забывание.

Да-да, забывание тоже относится к памяти, и согласитесь, не всегда оценивается как зло – бывают в жизни такие ситуации, о которых хотелось бы поскорее забыть.

Качество нашей памяти зависит от всех процессов, и сбой, произошедший на любом из ее уровней, может создать серьезные проблемы. Поэтому упражнения по развитию памяти касаются как запоминания, так и сохранения и воспроизводства информации.

Запоминание

Это основной процесс, который обеспечивает закрепление поступающий в головной мозг информации. Когда люди говорят о своем желании улучшить память, то имеют в виду именно процесс запоминания. Его успех обеспечивают несколько факторов.

  1. Связь новой информации с уже имеющейся. Наша память во многом носит ассоциативный характер – мы лучше и быстрее запоминаем то, что вызывает у нас какие-то ассоциации, то есть новое знание как крючочками цепляется за хранящееся в опыте. Получается, чем больше человек знает, тем легче он запоминает новое.
  2. Включение информации в деятельность. При запоминании информации в коре головного мозга возникают связи между нейронами, и если мы постоянно пользуемся новым знанием, эти связи закрепляются, а новые данные или навыки быстрее запоминаются и дольше сохраняются. Причем имеется в виду не только внешняя, предметная деятельность, но и мыслительная, поэтому смысловое запоминание текста намного эффективнее, чем механическое многократное повторение.
  3. Значимость информации. Осознание важности нового знания создает установку на необходимость его сохранения. Поэтому если вы, стараясь что-то запомнить, ворчите про себя, что это вам никогда не понадобится, то, сами же и мешаете сохранению информации.
  4. Эмоциональная окраска. Лучше всего запоминаются события и информация, связанная с яркими переживаниями, причем не только с положительными, но и с негативными. Всплеск эмоций создает сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, в результате чего происходит концентрация внимания, способствующая более успешному запоминанию.

От этих же факторов во многом зависит и сохранение информации, ведь, согласитесь, так хочется все нужное запомнить надолго. Но сам процесс сохранения отличается рядом особенностей, о которых следует помнить.

Сохранение

Сохранение информации не менее важно, чем запоминание, но нередко об этом забывают. Так, студент перед экзаменом нацелен именно на запоминание, а не на долгосрочное сохранение материала, в результате новое знание быстро «выветривается» из головы. Хорошо, если его удается донести до экзаменатора. Проблемы с сохранением информации связаны с тем, что у человека есть несколько уровней памяти, различающихся именно по длительности хранения информации.

  • Оперативная память – самая короткая, она обслуживает деятельность человека и нужна для сохранения информации об операциях. Например, читая текст, мы должны некоторое время удерживать в памяти слова предложения, иначе мы его просто не поймем. Но к длительному сохранению информации этот вид памяти отношения не имеет.
  • Кратковременная память обеспечивает непродолжительное, до нескольких секунд сохранение информации, поступающей в мозг от органов чувств. Это время для того, чтобы оценить нужность информации и начать ее обработку. Если данные не рассматриваются как необходимые, и вы не начали их обдумывать, осмысливать, анализировать, то они не задерживаются в памяти.
  • Долговременная память отвечает за длительное сохранение информации. Если поступившие в мозг данные включаются в мыслительную деятельность, а движения, которые нужно запомнить, начинают повторяться, отрабатываться, то они отправляются на долговременное хранение.

Развивать и улучшать следует именно процессы обработки информации и ее сохранение в длительной памяти. Об этом мы и поговорим.

Приемы мнемотехники и упражнения по развитию памяти

Если вы думаете, что у вас проблемы с памятью (а так, к сожалению, считают очень многие), то, скорее всего, вы ошибаетесь. У психически здорового человека нарушения памяти встречаются редко, а ваши проблемы с запоминанием информации связаны с банальным неумением организовать этот процесс.

Большинство людей еще со школы уверены, что запоминание сводится к многократному повторению информации. И если несколько фраз или стихотворение таким способом запомнить можно, то попытка сохранить в голове, например, материал целого учебника за несколько дней до экзамена становится практически невыполнимой задачей.

Многократное повторение – это самый трудоемкий и наименее эффективный прием запоминания, хоть в ряде случаев его можно использовать и для сохранения информации, и для развития мнемических способностей – Мнемозина считалась в Древней Греции музой памяти.

Тогда же, в эпоху Античности возникло и целое искусство запоминания – мнемоника, и были разработаны первые приемы мнемотехники, облегчающие работу нашей памяти.

Ассоциативно-образное запоминание

Наша память имеет ассоциативный характер, поэтому чтобы что-то запомнить, нужно позаботиться о ярких ассоциациях. Лучше всего запоминаются ассоциации-образы, так как операции с образами – это очень древняя форма мышления. Так, у многих есть проблемы запоминания цифр, например, номер телефона, пароль в интернете и т. д.

Запоминание цифр

С этой проблемой можно справиться, заменив цифры на образы.

  • Например, число 2882199 можно запомнить как: «Два веселых гуся жили у бабуси». «Два» - 2; две «восьмерки» - «два веселых», «двойка» - гусь, 199 – бабуся с хворостиной.
  • Или другой пример. Номер телефона 324-17-05 можно превратить в веселую картинку: три гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Главное, чтобы образы были яркими и запоминающимися. Такой способ, на первый взгляд, кажется сложным, но он не только помогает запоминать не связанные смыслом цифры и стимулирует память, но и развивает ее. А еще его можно использовать как упражнение по развитию образного мышления и воображения.

Если у человека преобладает не образное, а логическое мышление, то ему можно порекомендовать прием, в котором цифры заменяются не образами, а словами. Подбирать слова нужно в зависимости от:

  • своих индивидуальных особенностей;
  • интересов;
  • профессиональной деятельности.

Так, чтобы они были близки вам, а фраза в целом имела смысл.

Один из вариантов: выбор слов, начинающихся на ту же букву, что и цифра. Например, число 25709 можно запомнить с помощью фразы: «Давай, пойдем, Семен, на дело».

В мнемотехнике слова имеют большое значение, так как в силу особенностей человеческой психики являются универсальными средствами кодирования.

Существует множество специальных формул для запоминания, например, общеизвестная фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», предназначенная для сохранения в памяти порядка цветов спектра или радуги.

Запоминание текста или смысловое запоминание

Большой объем информации лучше запоминать по смыслу, то есть предварительно его обработав, проанализировав и поняв. Чаще всего проблемы возникают именно на уровне понимания, так как это кажется довольно трудоемким делом, требующим напряженной мыслительной деятельности. Это так, но вы же помните: любая обработка информации способствует ее лучшему запоминанию и сохранению. Поэтому, запоминая сложный текстовый материал, нужно выполнить ряд условий.

  • Настройтесь на важность и нужность информации, которую хотите запомнить.
  • Читая сложный текст, «переводите» его на более понятный язык. Можете даже заменять научные термины просторечными словами и жаргонизмами, если вам это удастся, значит, вы их поняли.
  • Разделите текст на смысловые кусочки, определив в каждом из них основную идею.
  • Дополните сухой теоретический материал своими примерами, особенно хорошо, если они будут связаны с вашей профессиональной деятельностью или житейским опытом.
  • Задавайте вопросы себе, воображаемому собеседнику, автору и старайтесь на них отвечать. Спорьте с автором, высказывайте свою точку зрения, старайтесь найти какие-то новые мысли-ассоциации, которых нет в авторском тексте.

Записывайте основные идеи теста и свои мысли, резюме, ремарки. Это не только дополнительная обработка информации – записи помогут вам освежить информацию и вспомнить материал. Недаром же опытные преподаватели говорят, что качественно написанная шпаргалка обеспечивает запоминание материала. Только шпаргалка должна быть написана самостоятельно.

Такая мыслительная работа не только позволит понять и сохранить информацию, но и сделает процесс запоминания увлекательным и интересным, чего не скажешь о бестолковой, бессмысленной зубрежке.

Важно помнить, что мнемоника – именно искусство, и основана она не столько на знании техники запоминания, сколько на активной работе мысли, заинтересованности и подключении к процессу запоминания воображения и творчества.

Старайтесь использовать эти приемы постоянно, чтобы осмысленное запоминание вошло в привычку, стало частью вашей работы с информацией. И вы очень быстро поймете, насколько легче вам стало запоминать даже самый сложный материал, а ваша память стала более развитой и организованной.