Во что играли время праздника богач. Праздник урожая. Смотреть что такое "Праздник урожая" в других словарях

Праздник урожая

Обжиночное шествие. Чехия, середина XIX в.

Праздник урожая - праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям. Европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября. У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября , которые имели другое название - «День урожая».

Славянские названия праздника

Осенние оспожинки, Осенины, Богородицкая, Поднесеньев день, Праздник рожаниц, Спожа, Богáч, Праздник урожая, День благословения хлебов, Матушка-осенина, Огородичен день, Малая Пречистая, «Друга Пречиста» (укр.), «Мати Пречиста» (укр.), «Засiдкi» (белорус.), Вторая встреча осени, Луков день (Яросл., Вологод.), Пасиков день (Пенз., Сарат.), Пасеков день, Аспосов день, Спосов день (Рязан.), Рождество Богородицы.

Праздник в различных европейских культурах

Белоруссия

У белорусов праздник назывался «Богач» (белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка ). Символ дня - лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни. В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором на целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия .

Германия

См. также

Примечания

Литература

  • Валодзіна Т., Васілевіч У. Багач // Беларуская міфалогія. Энцыклапедычны слоўнік / С.Санько, Т.Вало­дзіна, У.Васілевіч і інш. - Мн. : Беларусь, 2004. - С. 38. - ISBN 985-01-0473-2 . (белор.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї . - К. : Т-во «Знання України», 1993. - 112 с. - ISBN 5-7770-0582-9 (укр.)
  • Philipp Beyhl: Erntedank - ein mögliches Fest. Neue Aspekte zu einem beliebten und doch schwierigen Fest ; Dissertation, Universität Heidelberg 2007 (Volltext)

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Праздник урожая" в других словарях:

    Праздник урожая - условное название серии праздников, начинающихся по мере созревания тех или иных плодов: 1 августа – «медовый спас», 6 августа – «яблочный спас», 29 августа – «хлебный спас» и т.д. К числу таких праздников относится праздники хлеба, последнего… …

    Праздник труда - обобщенное название любого школьного праздника (или праздников), посвященных труду или во славу труда. К их числу относятся такие формы внеклассной работы, как Праздник первой борозды или последнего снопа, Праздник Урожая или Его величества Хлеба … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Праздник Преображения Господня в Православной церкви - Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Праздник Преображения имеет один день предпразднества 18 августа (5… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Преображения Господня в Православной церкви (Яблочный Спас) - 19 августа (6 августа по старому стилю) Православная Церковь отмечает один из важнейших христианских праздников Преображение Господне и Спаса нашего Иисуса Христа. Преображение Господне относится к двунадесятым (к 12 главным) православным… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Тип Значение показ урожая граната Отмечается Азерба … Википедия

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы в Католической церкви - Раньше праздник назывался Transitus, то есть переход на небо. Праздник имеет различные названия на Востоке и на Западе. Греки называли его koimesis погружение в сон (церк.‑слав. ‑ успение), на Западе закрепилось латинское название assumptio ‑… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Преображения Господня - яблочный Cпас - 19 августа православная церковь отмечает праздник Преображения Господня и второй (яблочный) Спас. Преображение это визуальное явление царства Божьего на земле. В Евангелии говорится, что Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Рождества Пресвятой Богородицы - С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. В ветхозаветных пророчествах и… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Праздник Перенесения Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа - 29 (по старому стилю 16) августа православная церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 г. Предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе… … Энциклопедия ньюсмейкеров

С наступлением дня осеннего равноденствия по астрономическому календарю в Беларуси отмечают окончание сбора урожая. В этом году праздник "Богач" провели 21 сентября в музее Янки Купалы в Вязынке.

Приурочен праздник к окончанию сбора урожая и первому зажиганию домашнего "очага" — восковой свечи в лукошке с рожью, которую ставят на угол и хранят там в течение всего года, что приносит в дом богатство и счастье.


Согласно обряду, каждая семья приносила по горстке зерна, обмолоченной с первого снопа. Всё зерно собиралось в общий короб, который называется "лубок", приглашенный священник проводил службу. После молебна в центр вставлялась зажженная свеча и люди с песнями обходили деревню. Затем люди шли к той хате, в которой "Багач" должен был храниться весь следующий год. Считалось, что обряд приносит достаток, здоровье и благополучие всей общине, особенно тому "гаспадару", в чьей хате потом хранился сам "Богач". В этой хате проводилось обрядовое застолье.

Народный праздник идет с языческих времен и одно из пожеланий у белорусов звучит: "Будзь багаты, як восень!"




На празднике выступили вокальные и инструментальные группы "Варган", "Горынь", Dainava, Guda, "Амулет", "Рада", капелла "На Таку". Специальным гостем была аутентичная группа с Гродненщины.

Для детей и взрослых прошли разнообразные мастер-классы по ремеслам, работала игровая площадка и ярмарка. Приятным дополнением оказались блюда традиционной кухни, которые можно было недорого купить прямо на территории музея. Ещё фото на AFISHA.TUT.BY

Ведущий. во

Ученик.

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> Вучанша.

scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline- policy:-moz-initial; "> (Выходит ученик, на голове венок из колосьев, в руках по пучка колосьев, он воплощает ржаной поле.)

Ученик.

1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial ;-moz-background-inline-policy:-moz-init ial; "> (За сценой слышится песня, выходят жнейки, вы конваюць песню" Расло рожь, росло в поле ". Слова и ноты для этой и всех остальных песен помещены в приложении.)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 2-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 3-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 4-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> 5-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 6-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 7-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 8-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Наша Нивки золотая ".)

9-я жнейка.

10-я жнейка.

(Жнейки составляют колосья в один сноп, плетут из колосьев венок и поют песню "Ой, в саду цвела лилия".)

Moz-initial; "> 1-я жнейка. Кого богиня выберем?

2-я жнейка. Давайте Мира!

(На голову богини возлагают венок, в руки к юць сноп, абкружаюць ее цепочкой и поют песню "кружки, девочкам, кружком".)

Богиня.

(Все отправляются к хозяину, поют песню "Открывай, хозяин, свой двор". Богиня идет первая.

Moz-background-inline-policy:-moz-initi al; "> Навстречу выходят хозяева с хлебом-солью. Богиня выступает вперед и, пакланившыся хозяевам, кладет их ног дажыначны сноп. Венок передают в руки, приговаривая.)

Богиня.

3-я жнейка.

Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 4-я жнейка.

-Moz-initial; "> 5-я жнейка.

Принесли вам пользу

1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline-policy:-moz-initial; "> С четырех сторон.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initi al; "> Принесли вам сбор

Из-под зеленых гор,

None repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; ">

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; ">

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> 6-я жнейка.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Хозяин.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Гаспадынька ставит на стол блюда, все спя-чествуют песню" Ах, вы, столики мои! ".)

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Хозяин. в.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> - Зашел крестьянин до пана, а тот как раз паеў и парожняе миску перевернул.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Крестьянин и спрашивает:

- Господи, а почему вы как поели, то перевернули миску?

- Это значит, что я наелся.

None repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> - Вот оно что! А я все думаю, чего это моя свинья как только паесць, так и перевернут корыта.

0cm 0.5pt 0.0001pt 1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-pol icy:-moz-initial; "> 7-я жнейка.

(Выполняется танец.)

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка.

text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня "Кругом яру".)

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Хозяин.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-i nitial;-moz-background-inline-policy:-mo z-initial; "> Когда-то, в далеком прошлом, каждый человек знал, сколько ему лет жить на свете. Но один раз шел Бог по земле, зашел в одну деревню и видит, что какой-то

- Ты

- Так мне же уже мало лет жить на свете за сталося, на мой век хватит и такого.

Не понравилось такое дело Богу, и решил он сделать так, чтобы люди не знали, кому когда умирать.

Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> Хозяйка.

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Как на нашей нивцы ".)

Ученик. Слушайте, шутка расскажу.

Мальчишка вел на веревке теленок, которое бросалась вавсе стороны. А тут как раз Чиновники проезжал.

- Ты почему передо мною шапки не снимаем, хам?! - закричал он на молодого человека.

- Когда же мои руки заняты, пане чиновник! Слез с

9-я жнейка.

10 жнейка.

Ученица.

White none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground -inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин.

(Все поют песню "Ой, Поля".)

0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial; -moz-background-origin:-moz-initial;-moz-b ackground-inline- policy:-moz-initial; "> Все прощаются:

-Moz-initial;-moz-background-inline-poli cy:-moz-initial; ">-Будь ваша здоров;

Оставайтесь с Богом;

[Error: Irreparable invalid markup ("

") in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Ведущий. Уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на праздник "Багач". Это большой праздник в жизни белорусского села. Когда-то, когда жатва подходила к концу, оставляли нязжатую горсть ржи - дедовского, или Божию, "бороду", потом кусцик зажынали, перавязвали лентой, говорили заказ и торжественно, с песнями и шутками несли домой. Это и был Багач. Его заносили во двор тем, кому желали богатства и счастья. Багач, согласно поверье, обеспечивал Ниву рожью и приносил в дом достаток и счастье.

Ученик. К Багача обращались со словами: "Багач! Багач! Не забывай нашей нивы! ". Именно в этот день, к взыходу солнца, хозяин засевать Ниву рожью. К озимой сева приступали торжественно. В доме все мылася, чысцилася, варили и пекли много вкусного.

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> Вучанша. Отправляясь на посевной, крестьянин надевал белую рубашку, а вечером справлялась торжественная ужин. Чистота в доме, праздничную одежду сейбита, достаток на столе считались обрядовых элементами, что способствовало успеху в работе, плодородия засеяно нивы.

scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline- policy:-moz-initial; "> (Выходит ученик, на голове венок из колосьев, в руках по пучка колосьев, он воплощает ржаной поле.)

Ученик. Говорила поле широкое, рожь ядранае. Жнейки, жнейки мои молодые, серпы золотые. Приходите ко мне завтра рано, чтобы я недажатым не стояла. Не хочу я в поле стояли, последними колосьями махали, а лишь хочу я в поле стагами, а в гумно копали.

1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial ;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (За сценой слышится песня, выходят жнейки, вы конваюць песню" Расло рожь, росло в поле ". Слова и ноты для этой и всех остальных песен помещены в приложении.)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка. Парни, девушки, вы только посмотрите, последняя полоска ржи осталась!

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 2-я жнейка. Вот сейчас дажнём и можно бороду завиваць, Багача делать и праздник справляет.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 3-я жнейка. Нивцы благодарить будем за хороший урожай.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 4-я жнейка. Дима, шавялися быстрее, а то под снопами заснуть.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 5-я жнейка. Что-то последнее время Света стала до Димы цепляться.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 6-я жнейка. Кто кого чубиць, тот того любит.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 7-я жнейка. Гляньце, чья это Нивки жавцее на холме?

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка. Василёва Нивки. Наверное, он ее собирается жать, когда белые мухи полетят.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Наша Нивки золотая ".)

9-я жнейка. Мы первые Дожинки играть будем!

10-я жнейка. Так давайте паспяшаем бороду зажынаци и дажыначны сноп вязала.

(Жнейки составляют колосья в один сноп, плетут из колосьев венок и поют песню "Ой, в саду цвела лилия".)

-Moz-initial; "> 1-я жнейка. Кого богиня выберем?

2-я жнейка. Давайте Мира!

(На голову богини возлагают венок, в руки к юць сноп, абкружаюць ее цепочкой и поют песню "кружки, девочкам, кружком".)

Богиня. Так давайте же хозяину дажыначны сноп отнесешь.

(Все отправляются к хозяину, поют песню "Открывай, хозяин, свой двор". Богиня идет первая.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Навстречу выходят хозяева с хлебом-солью. Богиня выступает вперед и, пакланившыся хозяевам, кладет их ног дажыначны сноп. Венок передают в руки, приговаривая.)

Богиня. Паздаров Боже, господин! Принеси тебе венок из широкого поля, с ядранага ржи.

3-я жнейка. Хозяин своего хозяйства не потеряет, нам за венок заплатить, хотя красные сапоги для нашего желания - жыту на урожай, хозяину на долгое век.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 4-я жнейка. Хозяину венок, а нам кваса кувшин.

-Moz-initial; "> 5-я жнейка.

Принесли вам пользу

1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> С четырех сторон.

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Принесли вам сбор

Из-под зеленых гор,

none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 34.3pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> I с горы, из-под горы на господарские дворе,

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> С падваров к каморы на всякие сборы...

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 6-я жнейка. Гаспадынька, ну-тка! Завихайся быстро, так, как мы завихалися около Нивки. Вынимайте квас с колбасой.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Проходите, садитесь, пожалуйста!

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Гаспадынька ставит на стол блюда, все спя-чествуют песню" Ах, вы, столики мои! ".)

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Послушайте, пожалуйста, я вам шутка рассказ в.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> - Зашел крестьянин до пана, а тот как раз паеў и парожняе миску перевернул.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Крестьянин и спрашивает:

- Господи, а почему вы как поели, то перевернули миску?

- Это значит, что я наелся.

none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> - Вот оно что! А я все думаю, чего это моя свинья как только паесць, так и перевернут корыта.

0cm 0.5pt 0.0001pt 1.7pt; background: white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> 7-я жнейка. Чтобы хозяева и гости паразмяли свои кости, надо танец попрыгать и в ладоши по-хлопать.

(Выполняется танец.)

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> 8-я жнейка. Давайте еще и песню хорошую за-поем.

text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня "Кругом яру".)

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Слышали ли вы, мои дорогие, легенду "Сколько жить человеку? Нет? Так слушайте.

-Moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Когда-то, в далеком прошлом, каждый человек знал, сколько ему лет жить на свете. Но один раз шел Бог по земле, зашел в одну деревню и видит, что какой-то человек делает забор не из дерева, а из соломы. Бог пагля-дев на него и спрашивает:

- Ты чего, человече, забор не из дерева гародиш, а с салом?

- Так мне же уже мало лет жить на свете за сталося, на мой век хватит и такого.

Не понравилось такое дело Богу, и решил он сделать так, чтобы люди не знали, кому когда умирать.

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> Хозяйка. То госцейки заскучали, может песню запели, что ли?

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; "> (Выполняется песня" Как на нашей нивцы ".)

Ученик. Слушайте, шутка расскажу.

Мальчишка вел на веревке теленок, которое бросалась вавсе стороны. А тут как раз Чиновники проезжал.

- Ты почему передо мною шапки не снимаем, хам?! - закричал он на молодого человека.

- Когда же мои руки заняты, пане чиновник! Слез с воза, патрымайце теленок, а я шапку снимет.

9-я жнейка. Хватит уже петь и плясать, по-ра и домой собираться.

10 жнейка. I действительно, пора, поздно уже.

Ученица. Спасибо хозяевам за хлеб-соль.

white none repeat scroll 0% 0%; text-align: justify; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background -inline-policy:-moz-initial; "> Хозяин. Спасибо вам, мои дорогие, что нашу хату НЕ обогнули. Давайте же на прощание красивую пес-ню запели.

(Все поют песню "Ой, Поля".)

0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline- policy:-moz-initial; "> Все прощаются:

-Moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Будь ваша здоров;

Оставайтесь с Богом;

Style = "background: white none repeat scroll 0% 0%; margin-left: 1.7pt; text-indent: 16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz- initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Прощайте здоров, живите богато;

16.8pt;-moz-background-clip:-moz-initial;-moz-background-origin:-moz-initial;-moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Будьте жывеньки, здоровья;

-Moz-background-inline-policy:-moz-initial; ">-Здоровый бывают и нас не забывайте;

Ходить здоровы!

Оформление зала (сцены). На заднем плане - деревья в осеннем убранстве. Слева - русский дом. Две стены украшены кленовыми листьями. В углу стоят пшеничные снопы, сноп льна. Стол накрыт белой скатертью. На столе тарелка с зерном и восковой свечой посередине, пшеничный хлеб, картофель, овощи.

Действие. В действии принимают участие дети совместно со взрослыми.

Является Осень: "Добрый день, мои друзья. На этот раз я принесла вам народный календарь. Он познакомит вас с привычками, признаками, играми нашего народа. Сегодня мы узнаем с вами о волшебных древних праздниках, но, прежде чем открыть календарь, я желаю услышать, что вы знаете про осень. Поговорки знаете?"
Дети. Да!
Осень. Назовите, пожалуйста.
Дети. Осенью и воробей сыт. Осенью и грач богач. Осенью просим за стол и др.

Осень. А знаете ли вы осенние приметы? Хотя бы вот такую. Что будет, если в сентябре листья на деревьях держится крепко, почти не опадают?
Дети. Если в течение сентября листья на деревьях держится крепко - зима не скоро придет.
Осень. Молодцы! Теперь я открываю первую страницу календаря. (Читает.) Сентябрь.
Звучит музыка П. Чайковского "Времена года. Сентябрь".

Является Сентябрь .
Сентябрь. А вот и я! Сейчас я загадаю вам загадки.
Весна пригреет - тулуп наденет,
Зима наступает - кожух сбрасывает.
(Дерево и листья)

Никогда шапки не снимет,
Ведь ни одной руки не имеет.
(Гриб)

Сентябрь. Много вы знаете про сентябрь месяц. Но про меня еще так говорят: "Холоден сентябрь да сыт". Как вы думаете, почему так говорят?

Дети. Потому, что осенью собирают урожай фруктов и овощей, запасаются на всю зиму.

Сентябрь. Так, может, вы про урожай какую-нибудь песню знаете?

Дети. Так!

Звучит песня "Хоровод Овощей" .

Сентябрь (переворачивает лист календаря).
После окончания сбора урожая отмечается древний праздник - Богач. Он проводится 21 сентября. Символом праздника была тарелка с зерном и восковой свечой посередине (показывает детям). С нею крестьяне обходили дворы, потом оставляли в доме до следующего урожая.

Дети с тарелкой "обходят дворы".

Является Пшеничный Колосок с хлебом .

Пшеничный Колосок. Добрый день, дорогие люди!

Осень. Кто это? Так это же Пшеничный Колосок тут как тут!

Пшеничный Колосок
Вижу народу много.
Конечно же, здесь какой-то праздник.
А наряд мой очень необычный, не новый.
А хлеб мой простой, пшеничный.
Да без хлеба. И дом не дом,
И праздник не праздник,
И поле не поле,
И судьба не судьба.

Осень. А наши дети про золотые колоски песню знают.
Звучит песня "Золотые колоски"

Пшеничный Колосок. Хорошо! А кто угадает вот такую загадку:
Ценят меня, уважают. И вторым хлебом называют.
(Картофель)

Пшеничный Колосок (достает из авоськи картошку). Правильно. (Достает из авоськи лен.) А вот еще вам загадка:
Синеглазый, славный, чистый.
Головастый, золотистый.
Много дает он людям одежды,
С нею приносит много надежды.
(Лен)

Осень. Во второй половине сентября народный календарь советовал "урожай с поля собирать, картошку копать, слать ленок". Давайте, дети, поиграем в игру "Ленок".

Игра "ЛЕНОК"

Осень и дети поют все вместе и выполняют движения и все действия Осени.
А мы сеяли, сеяли ленок, белый, славный кужелек!
Уродился наш ленок! Уродился, кужелек!
Мы ленок рвали, жали, обрезали, в поле слали,
В снопки избирали... Уродился ленок,
Белый, славный кужелек!

Осень. А теперь, когда с поля все собрано, можно и отдохнуть.

Является Ячмень .

Ячмень. Нельзя отдыхать, лентяи, а это что (показывает на колоски, что лежат на земле)? Еще эти колоски на поле остались!
Сентябрь. Кто ты такой? Дети, кто это?
Дети. Чучело!
Ячмень (обиженно). Никакое я не пугало. Я родной брат Осени. Я - Ячмень. Я являюсь всегда после сбора урожая, внимательно слежу, все собрано как следует. Вот и сейчас соберу колоски, что лежат на поле, и отнесу их туда, где урожай собран чисто. Научу всех быть бережливыми! Дети, помогите мне. Там, где я подбирал колоски, будет неурожай. А вот место, где я оставил сноп, будет плодоносным. Как только я хлопну в ладони три раза и скажу: "Все колоски собрали, только немножко осталось",-вы бегите в поле, собирайте колоски и быстро несите их мне, будем вязать сноп.
Игра "СБОР КОЛОСЬЕВ"

Дети по сигналу собирают колоски, относят их Ячменю. Тот вяжет сноп.

Пшеничный Колосок. Спасибо, дети, за уважительное отношение ко мне!

Ячмень. Урожай в хороших руках! До свидания.

Ячмень и Пшеничный Колосок исчезают.

Осень. Перевернем еще один лист календаря. Праздник Воздвижения - 27 сентября. До этого дня все должно быть собрано с полей. Это последний день, когда окончательно прощаются с нами, улетают в теплые края птицы.
"Ключи от лета - у сизой галочки, и она, улетая в теплые края, замыкает его и забирает с собой ключи" - так говорит русский человек-легенда.

Ребенок в наряде "сизой галочки" обходит зал и ключом "замыкает лето" .

Сентябрь. Дети, а каких перелетных птиц вы знаете? (Скворцы, ласточки, гуси, журавли.)

Осень. Смотрите, журавли летят в теплые края!
Звучит музыка. Дети в нарядах птиц танцуют -"летят в теплые края". Впереди - сизая галочка с "ключами от лета".
Сентябрь. Не грустите. Пригреет весеннее солнышко, и птицы вернутся. А чтобы они прилетели на родину весной, давайте громко скажем заклинание:
В теплые края улетают журавли
Далеко от родной земли.
Я из птиц не свожу глаз:
Прилетайте, к нам не раз!

Осень. Они обязательно вернутся. А в этот день, дети, происходит еще одно интересное явление. Выползают змеи и собираются вместе, чтобы подготовиться к зимнему сну: "На Воздвижение гадюки и ужи прячутся в нору".

Сентябрь. Давайте пойдем в лес и посмотрим на самом ли деле это так.
Вдруг слышится посвист, шум.

Сентябрь. Что это?

Является Царь-змей со свитой .

Царь-змей. Вы пришли в лесное царство и нарушили наш покой. Неужели вы не знали, что 27 сентября в лес ходить строго запрещается? Яд змей в этот день смертный. Вас ждет страшная кара!

Сентябрь. Что же нам делать? О, великий Царь-змей, не гневайся на детей! (Быстро достает из корзины платок с хлебом-солью расстилает перед ним. Кланяется до земли.) Извини нас. О, мудрейший из царей, прими, пожалуйста, наш простой подарок.

Царь-змей. Спасибо за доброе слово. Вас теперь в моем царстве никто не обидит. Спасибо за хлеб-соль! (Наклоняется, с его головы падает корона)

Ребенок (подбегает). Царь-змей, вы потеряли свою золотую корону!

Царь-змей. В благодарность за хлеб-соль я дарую ее вам. Кто ею будет владеть, тот сможет угадывать чужие мысли и стать чрезвычайно мудрым. А сейчас вы прикажите моим змеям заснуть до весны.

Осень. Давайте, дети, громко скажем:
Спите, змеи, засыпайте,
В норах зиму повстречайте.

Змеи тихо отползают.

Сентябрь. Вот и настало мое время попрощаться с вами. До свидания!

Сентябрь исчезает. Осень листает календарь: 28, 29, 30... Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена, года. Октябрь".


Является Октябрь .

Октябрь. Я - Октябрь. Кто моих дождей не боится, давайте в игру поиграем!
Игра "Дождик"

Звучит песня "Дождик"
Пойди, дождик, чуть-чуть -
Дам тебе горошка.
Пройди, дождик, по селу -
Дам тебе я киселю.
А чтобы, дождик, ты не плакал,
То я дам тебе и мака,
Пройди, дождик, по селу -
Дам тебе я киселю.

Дети поют, потом бегут от дождика, а он их догоняет.

Октябрь. Весело играли!
Осень (листает календарь). 14 октября.
Пришли Покровы:
- Или все к зиме готовы?..
Опустели нива, луг,
Ходит осени здесь дух
Перебрались все дары
Из град в дома, на столы.

Октябрь. Дети, в народе говорят, что в этот день зима закрывает лето. Часто в этот день выпадает снег. Само слово Покров означает "покров, покрывало Божьей Матери".
"Святой Покров накрыл землю желтым листом, молодым снежком, воду льдом, пчелу медом, рыбу чешуей, дерево корой, птицу пером. С этого времени начинается пора деревенских свадеб. А накануне праздника девушки гадали на замужество и на своих суженых.
Группа девушек набирает в фартук опавшие листья, а после вытряхивает их на полу: “В какую сторону полетят листья - туда и замуж идти”. Смеются и убегают.

Осень. Покров - начало зимования скотины в сарае "На Покров дал сена Корове” По этим дни предсказывали также погоду на зиму: "Если на покров пресвятой богородицы снег не покроет землю, то и на Рождество не будет снега". "Какая погода на Покров, такой она и будет всю зиму”.

Октябрь. До свидания,
Октябрь исчезает.
Звучит музыка П. Чайковского “Времена года, Ноябрь”.

Осень. А как называется последний, третий месяц осени?
Дети. Ноябрь.

Является Ноябрь .

Ноябрь. А почему меня так называют?
(В этом месяце все листья с деревьев опадают.)
Ноябрь. Правильно. Не зря про меня такую пословицу сложили: "В ноябре голо в саду".
Грустная пора... И дожди я приношу, и снег, и ветер. Холодно в лесу зверям. Одни в теплые шубы одеваются, а другие в спячку ложатся до весны.
Осень (листает календарь). На Мартина (11 ноября) медведь ложится в берлогу и начинает сосать лапу. А может, вы сами, дети, расскажете, как звери к зиме готовятся?

Дети подходят к календарю. Осень листает календарь, на страницах которого все видят изображения животных.

1-й ребенок.
Ветер весть в лес принес, что скоро затрещит мороз. Спросил он у птиц и зверей: -К зиме как кто готов?

2-й ребенок.
У непоседливой белки в дупле орехов горки, сушеных грибов немало, она осенью всё себе для зимы заготовила.

3-й ребенок.
А дубы вон для диких кабанов, сколько желудей натрясли.

5-й ребенок.
К зиме готовы и медведи, и волки, зайцы и лисы.

Ноябрь.
Легкой, хорошей вам зимы
В тиши еловой.
И прощаемся мы
До встречи новой!

Осень.
Нам пора уже в дорогу.
Спасибо, дети, за подмогу!
Вы так дружно все играли.
Все загадки отгадали,
А теперь, друзья, прощайте.

Ноябрь.
Осень долго вспоминайте.
Дружно живите,
Быстро растите,
Край свой любите,
Он за всех милее,
Всего дороже!

Осень и Ноябрь кланяются и исчезают.

БОГАЧ - ОСЕННИЙ ПРАЗДНИК УРОЖАЯ НА РУСИ. Древний праздник осеннего равноденствия и сама матушка Осень, богатая на красоту и урожай, дала еще одно удивительное название этому дню - «Богач». Празднество Богач – это один из древнейших важных земледельческих праздников, которым заканчивался цикл урожая. Вообще традиция праздника Урожая есть искони во всем мире. Это и кельтский Мабон (Альбан Эльвед), и языческий европейский День Благодарения, и японский праздник Цукими мацури (Любование полной Луной на осеннее равноденствие), китайский Осенний Фестиваль Лунного Пирога и Ведический праздник огня Дивали (Дипавали) - Праздник урожая. У нас на Руси это Оспожинки, Богач. Христианство, нам оставило лишь оборванные звенья цепи цикла Великих Празднеств Урожая – это так называемые Спасы: яблочный, ореховый, медовый. Из глубины веков до нас дошло описание славянского праздника урожая у датского хрониста Саксона Грамматика (1140 - 1208). «Ежегодно после сбора урожая смешанная толпа со всего острова перед храмом бога, принеся в жертву скот, справляла торжественный пир, именовавшийся священным. На следующий день, когда народ стоял у входа, он, взяв у изваяния сосуд, тщательно наблюдал, не понизился ли уровень налитой жидкости, и тогда ожидал в будущем году неурожая. Заметив это, велел присутствовавшим запасать плоды на будущее. Если же не предвидел никакого убывания обычного плодородия, предсказывал грядущее время изобилия полей. После такого прорицания приказывал урожай этого года или бережливее, или щедрее расходовать. Вылив старое вино к ногам идола, как возлияние, пустой сосуд снова наливал: как бы выпивая за здоровье, почитал статую, как себе, так и отечеству благ, горожанам удачи в умножении побед торжественными словами просил. Окончив это, подносил рог к устам, чрезвычайно быстро, одним глотком выпивал и, наполненный снова вином, вставлял его опять в правую руку изваяния. Изготовив пирог с медовым вином круглой формы, величины же такой, что почти равнялся человеческому росту, приступал к жертвоприношению. Поставив его между собой и народом, жрец по обычаю спрашивал, видят ли его руяне. Когда те отвечали, что видят, то желал, чтобы через год не смогли разглядеть. Такого рода мольбой он просил не о своей или народа судьбе, но о возрастании будущего урожая.». А у белоруссов оставились бесценные свидетельства об архаичном празднике Богач (Багач), проводимом на осеннее равноденствие. Праздник имел еще названия Багач, Багатник, Багатуха, Ражство Божай мацi, Раство, Другая, Малая Прачыстая, Другi святок, Спожка, Малая Пречистая, Гаспожка багатая, Зельная. Богач – это не только название праздника, но и название лубка, или сита (корзины) с рожью и свечой. В корзину (сито) собирали зерно с первого зажиночного снопа, по горсти зерно приносили от каждого двора, от каждой семьи деревни. Свечку для Богача готовили под пение «дажынкавых» (дожиночных) песен. Зажжённая свеча, как символ солнца, непосредственно связана с праздником осеннего равноденствия. Богач освящали, а после молебна лубок с зерном и зажженной свечой проносили по деревне. С ним обходили дворы, как бы очерчивая магический обережный круг. Сопровождали его все. Считалось, что круг быдет хранить деревню от болезней, бед, напастей и несчастий, а богач принесет общине, а особенно тому дому, где он будет храниться, удачу, достаток, здоровье. В месте хранения богача устраивали щедрое ритуальное застолье. Богач стоял в красном углу целый год, как домашний оберег, хранитель дома и рода, воплощения достатка и удачи. В некоторых областях Белоруссии богач обносили вокруг стада. Это действие сопровождалось гаданиями: если после Малой Пречистой скотина спешит на поле очень рано, то и зима будет ранняя. На Богач белорусы сохранив древнейшие обычаи, резали лучшего барана или овцу, для всеобщего пиршества. Также делали в России. Жадничать при устроении обрядового застолья не дозволялось. Народ собирался в одной из изб на большую всеобщую трапезу. Готовилась кутья с медом из круп нового урожая, пеклась кулебяка с рыбой, варилось пиво, готовился студень. Участникам трапезы подавали испить из общей чаши свежего пива, славя Богородицу, Мать – Землю. Праздник, в зависимости от собранного урожая, мог длиться от нескольких дней до недели. С праздником Богач связаны обряды, напоминающие новогодние Святки, недаром эти вторые осенины называли в также «Другi святки», все они направлены на то, чтобы обеспечить в доме тепло, здоровье и достаток. Все в день Богача друг другу желали: «Будь богат как осень!». Молодежь как и на зимние Святки в этот день гадала. В честь такого праздника, девушки покупали красные платки, красные бусы и ожидали женихов. В эти дни празднеств парни высматривали девчат, девушки знакомились с парнями. На Руси свадьбы проходили чаще именно осенью, по окончании сбора урожая. Прыйшоў Багач - кідай рагач, Бяры сывеньку - сей памаленьку! На сёлетні Багач добра ўдалося: Жыта ў трубы павялося, Авес, як тын парос, А ячмень палёг на пляцень. А грэчачка, як кветачка, А пшаніцы, як брусніцы.