Два пренатальных этапа в развитии ребенка. Развитие ребенка в пренатальном и младенческом периодах. Характеристика периодов пренатального развития

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

На данный момент уже достаточно изучено по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, - не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках - это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Ученые доказали, что фундамент для будущего развития ребенка закладывается очень рано – в возрасте до шести лет. В этот же период включается и пренатальное развитие малыша – крайне важный этап до его рождения. У будущей мамы есть возможность помочь маленькому человечку развиваться и узнавать мир еще до того, как она первый раз возьмет его на руки.

Значение пренатального развития

Зачем нужно заниматься пренатальным развитием малыша? Изучая высшую нервную деятельность человека, ученые доказали, что не используемые области мозга со временем атрофируются. При этом значительная часть этого процесса заканчивается до достижения ребенком возраста семи лет. Однако результаты последних исследований позволили обнаружить, что в мозге абсолютно здоровых новорожденных младенцев тоже встречаются атрофированные нейроны. Ученые пришли к выводу: человеческий мозг готов воспринимать информацию еще до рождения. И, если информации недостаточно – соответствующие отделы мозга начинают атрофироваться за ненадобностью.

Вывод ученых подтверждает и поведение будущих мам. Женщины всегда догадывались, что малыш, еще находясь в животе у мамы, многое слышит и понимает. Мамы разговаривают со своими еще не рожденными детишками, поют им песенки, рассказывают сказки. Еще 2000 лет назад в Древнем Китае беременные женщины собирались вместе, чтобы петь хором – по несколько часов подряд. Аналогичные обычаи существовали и в Древней Японии, и в Европе.

Пение для пренатального развития малыша

Пение имеет огромное значение для пренатального развития малыша. Во-первых, малыш слышит мамин голос, а это – самый приятный и успокаивающий для него звук. Встраивая в слова песни имя будущего ребенка (или называя его постоянно одним и тем же ласковым прозвищем – Комочек, Кнопка, Ягодка и т.д.), мама обращается к малышу-эмбриону, запуская интеллектуальную деятельность его мозга, заставляя концентрировать внимание. Детские песни (потешки, колыбельные, и т.д.) с незамысловатыми словами, повторяющимися многократно, помогают малышу осваивать родной язык еще в материнской утробе.

Во-вторых, пение помогает правильному дыханию мамы – то есть дыханию, полезному для физиологических процессов будущего ребенка. Ученые считают, что вибрации, вызываемые дыханием беременной женщины, играют ключевую роль для физиологического и психологического развития эмбриона. Пение «запускает» важные функции маленького организма, положительно влияет на иммунитет малыша, развитие всех его органов, в том числе и головного мозга.

Можно, конечно, просто петь любимые песни – малыш будет слышать ваш голос, получать важную информацию из слов песни, вибрации при пении действуют на него как приятный массаж. Однако чтобы добиться тех самых «чудесных» результатов, о которых говорят специалисты по пренатальному развитию , петь нужно правильно.

Правила пения будущему ребенку таковы:

  • Песенные занятия нужно проводить регулярно , в одно и то же время – малыш привыкает к занятиям, ждет их и готов к восприятию
  • Песенки должны быть осмысленны . Утром мама поет приветственную песенку, вечером – колыбельную. Начинать нужно с самых простых песенок, затем, с каждым следующим месяцем, музыка становится все сложнее – и по ритму, и по смыслу. В последнем триместре малышу уже вполне можно петь о разных странах, о животных и растениях, о городах и машинах
  • В песенные занятия необходимо включать движения. Все эти движения привязаны к фрагментам песни и повторяются изо дня в день – так малыш привыкнет к ним и запомнит. Например, обращаясь к солнышку, можно протягивать руки к окну, в куплете про дерево – поднимать их вверх. Включайте в песни танцевальные движения, которые вам нравятся, но соблюдайте осторожность – все-таки беременность влечет некоторые ограничения
  • Каждую неделю-две нужно вносить в репертуар новые песни . Однако, больше двух новых песен в неделю предлагать малышу не стоит. Если какая-то песня нравится ребенку больше других (мама может понять это по его реакции), пойте ее чаще
  • Обязательно хвалите малыша за его реакцию на песню (ритмичные шевеления) – поглаживайте животик, говорите «молодец», «умничка», и т.д.
  • Перед сеансом пения необходимо наладить дыхание : на 4 счета - вдох, на 4 счета – выдох

Пример песенки-колыбельной для пренатального развития:

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Во время пения нужно глубоко и ритмично дышать и поглаживать живот по часовой стрелке.

Для достижения лучшего результата можно пойти на специальные занятия по пению для беременных – на них обучают правильному дыханию при пении, правильным движениям, будущим мамам предлагают песни для любого триместра беременности.

Классическая музыка для пренатального развития

Что касается классической музыки, ее значение для пренатального развития не подлежит сомнению в современной медицине. Американские ученые в ходе проведенного исследования сделали вывод, что даже десятиминутное прослушивание классической фортепианной музыки будущей мамой стимулирует мозговые процессы малыша. Было обнаружено, что ребенок в материнской утробе реагирует на музыку убыстрением сердцебиения, при этом, на отдельные ноты, взятые из мелодии, никакой реакции зафиксировано не было.

Большинство специалистов пренатального развития сходятся на мнении, что на пятом месяце беременности малыш начинает различать звуки внешнего мира. Вибрации, возникающие при прослушивании музыки, он чувствует даже на более раннем этапе. Прослушивать классическую музыку будущая мама может с самого начала беременности – ведь музыка успокаивает, а все ее эмоции передаются малышу.

Музыка, полезная на любом сроке беременности:

  • для снятия раздражения - «Лунная соната» Бетховена, «Симфония» Гайдна, «Кантата № 2» и «Итальянский концерт» Баха;
  • от головной боли - «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гершвина;
  • от бессонницы - «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грезы» Шумана, пьесы Чайковского;
  • для успокоения - «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта.

Начиная с пятого месяца, можно начинать «занятия» классической музыкой уже с малышом. Правила для музыкальных занятий во многом совпадают с правилами пения:

  • Регулярность занятий. Прослушивайте классическую музыку регулярно, в одно и то же время.
  • Правильное дыхание. Дышите глубоко, спокойно и ритмично – под музыку.
  • Выбор музыки. Выбирайте ту музыку, которая нравится малышу, на которую он реагирует, ритмично двигаясь.
  • Общение с малышом. Во время прослушивания можете разговаривать с малышом тихим, спокойным голосом, легонько поглаживать животик.

Когда малыш появится на свет, он будет знать и любить классические композиции, которые вы проигрывали ему до рождения. Дети, которых «воспитывали» на классической музыке в пренательном периоде, и после рождения обычно легко успокаиваются и засыпают под любимые мелодии. Кроме того, такое «воспитание» благоприятно сказывается на формировании музыкального слуха ребенка.

Надо заметить, что к понятию «классическая» в данном контексте можно отнести и духовную музыку. Эта музыка прошла испытание временем, она эффективно воздействует на эмоциональное и интеллектуальное развитие человека. Если такая музыка нравится будущей маме, она принесет пользу и малышу.

Стихи и сказки для пренатального развития

Когда мама рассказывает своему будущему малышу сказку или просто разговаривает с ним, он, как правило, успокаивается, затихает, «прислушивается». В это время запускаются активные процессы в головном мозге малыша, он запоминает отдельные слова, реагирует на фразы и интонации.

Специалисты по пренатальному развитию рекомендуют читать народные детские сказки – они, кроме смысловой нагрузки, обладают напевностью звучания. Это успокаивает малыша и вызывает благотворные вибрации, как при пении.

Стихи для еще не родившегося малыша должны быть короткими, ритмичными и запоминающимися, с повторяющимися словами и фразами. Стихотворный ритм благоприятно влияет на интеллектуальные процессы малыша, способствует более эффективному запоминанию слов.

Для пренатального развития подойдут детские стихи и потешки.

Примеры стихов:

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Прибегут гусятки –

Ущипнут за пятки!

Прячь скорее, не зевай,

Одеяльцем накрывай!


Кошка целый день лежит,

Кошка мышку сторожит.

Мышка смотрит за окошко:

Не ушла ли еще кошка?

Пренатальное развитие малыша - важный период в его жизни. На этом этапе закладывается потенциал для его психологического и интеллектуального развития. Начинайте дарить малышу внимание, любовь и ласку еще до его рождения!

Пренатальный период развития ребенка - прекрасное время, когда родители, и особенно мать могут максимально полно влиять на процессы формирования не только физиологии своего ребенка, но и на его психическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Психологическая деятельность в пренатальный период

Задолго до рождения психика ребенка проходит определенный путь развития. Эмбриональное развитие органов и систем определяется генетически фиксированными факторами, сложившимися в филогенезе (развитие человека как вида в рамках эволюции живых существ). Общим правилом эмбриогенеза (часть индивидуального развития человека) является асинхронность развития органов, систем и нервных центров, которые регулируют их функции. То есть существуют различия в темпах их формирования и созревания. При этом органы во время роста не способны к созреванию и дифференциации, эти процессы всегда функционируют согласованно, обеспечивая работоспособность всей системы организма. Асинхронность развития органов связана с определенной ограниченностью потока питательных веществ и кислорода, поступающих эмбриону. Поэтому, у разных видов в первую очередь формируются те органы и системы, которые являются наиболее важными для сохранения вида и совершенно необходимыми для поддержания жизни в самом начале постнатального периода.

Развивающийся организм уже в пренатальном периоде начинает производить движения, которые после рождения станут элементами двигательных актов. До рождения плода эти движения не имеют соответствующего функционального значения, то есть еще не могут играть приспособительной роли. Иными словами поведение эмбриона имеет предадаптационное значение, но являются началом и основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Необходимо подчеркнуть, что уровень эмбриональной адаптации не является строго определенным, так как условия развития и функционирования развивающихся органов и систем эмбриона определяются также и условиями жизни родителей, их взаимодействия с компонентами среды. Так как проблеме предадаптации посвящено мало исследований и большинство из них проведены на птичьих эмбрионах, изменение поведения в пренатальный период можно охарактеризовать только в общих чертах, подчеркнув, что разнообразие реакций эмбриона увеличивается по мере усложнения организации вида.

Поведение в эмбриональный период складывается из генетически заложенных инстинктивных движений. На ранних стадиях эмбриогенеза за счет спонтанной активности мотонейронов происходит периодическое нерефлекторное сокращение соматической мускулатуры. В результате осуществляется подготовка эффекторов к работе, которая сможет осуществиться по достижении определенно степени зрелости центральной нервной системы. На этих этапах зародыши не дифференцируют раздражители и отвечают на них генерализовано, повышая или снижая общий уровень подвижности независимо от характеристик стимулов.

По мере созревания зародыша наблюдается изменение способности отвечать повышением двигательной активности в ответ на воздействие неблагоприятных факторов. В результате развития центральной нервной системы, сенсорной и двигательной сфер, эмбрион начинает дифференцированно отвечать только на значимые для него раздражители, и сила реакции зависит от силы стимуляции.

Обучения как такового на ранних и средних стадиях пренатального развития нет, так как незрелость центральной нервной системы не позволяет формировать условнорефлекторные связи. Очевидно, на этих этапах отсутствуют и явления привыкания.

На последней стадии пренатального развития появляются элементы, предпосылки научения. Функционирование развивающихся органов и систем, запрограммированное генетически, в результате тренировок может изменяться и совершенствоваться. Тренировки обычно носят вид изометрических упражнений и ограниченных движений, что обусловлено ограничением места. Значение тренировок исключительно велико. Они позволяют центральной нервной системе научиться координировать деятельность рабочих органов и вегетативных функции. В результате после рождения системы кровоснабжения, дыхания, выделения способны изменять свою активность в соответствии с энергозатратами при физической нагрузке.

Когнитивное развитие. Рассматривается развитие чувствительности, двигательной системы, развитие мозга. Организм матери рассматривается как стимульная среда, обеспечивающая развитие мозговых структур и первоначальной интегративности когнитивной системы. Эта среда фиксирована и неизменна, саморазвитие происходит как реализация генетической программы в этой одинаковой по основным параметрам для всех представителей человеческого рода.

Эмоциональное развитие. К сожалению, интерпретации психологии эмоционального развития ребенка предпринимается только с точки зрения психоаналитически-ориентированных подходов и в рамках практической психологии и опирается на ретроспективный анализ особенностей эмоциональной сферы ребенка старшего возраста. Некоторые аспекты пренатального развития эмоциональной сферы рассматриваются в русле психофизиологии эмоций. Роль матери оценивается с точки зрения ее собственного эмоционального состояния, связанного с принятием беременности и отношением к ребенку.

Развитие личности. В психоаналитически ориентированных подходах пренатальный период рассматривается с точки зрения возникновения первого субъективного опыта: либо как «внутриутробный рай», либо как источник первых эмоциональных травм и начало образования личностных конфликтов. В остальных подходах роль пренатального развития оценивается с точки зрения формирования материнского чувства, которое в дальнейшем будет определять развитие личности ребенка. Роль матери во всех случаях состоит в отношении к будущему ребенку, который определяет ее эмоциональное состояние в беременности и служит «материалом» для формирования субъективного опыта ребенка.

Отдельные структуры субъективного опыта. В рамках пренатальной психологии этот период рассматривается как сензитивный для формирования базы основных содержаний субъективного опыта. Функции матери в основном интерпретируются с позиций психоанализа и микропсихоанализа.

Этелогический подход. Этот подход представлен отдельными прикладными исследованиями пренатального воспитания и обучения. В русле этих исследований выработаны способы налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности. Доказано, что у ребенка еще внутриутробно формируются предпочтения определенно звуковой, тактильной и т.п. стимуляции. Мать рассматривается как «транслятор» социокультрного фактора развития ребенка.

Деятельный подход. Практически не рассматривается этот период развития. Еще Л.С. Выготский определил в качестве нижней границы детской психологии момент рождения, рассматривая пренатальный период как выходящий за рамки психологических исследований. Современные данные о внутриутробном развитии ребенка, к сожалению, не интерпретируются с позиции этого направления..

Исследования преимуществ внутриутробной стимуляции проводились по всему миру. Их результаты показали, что ребенок может обучаться до рождения. Поэтому, хотя традиционно считалось, что самое главное - это стимуляция детей с рождения до 7 лет, не менее важно помнить о преимуществах внутриутробного обучения.
Исследования показали, что дети, которых стимулировали до рождения, быстрее смогли овладеть многими зрительными, языковыми и двигательными навыками. Кроме того, были получены данные, свидетельствующие о том, что мозг таких детей лучше развит, и их интеллектуальный уровень очень высок.
Один из видов пренатальной стимуляции - проигрывание ребенку классической музыки. Многие специалисты считают, что классическая музыка - один из лучших источников информации. Кроме того, можно говорить со своим ребенком, петь ему и гладить свой живот - все это будет способствовать внутриутробному обучению малыша. И все-таки лучший способ внутриутробной стимуляции ребенка и развития его мозга - это звук.

Доктор Норман А. Равски, доцент медицинских наук кафедры акушерства и гинекологии Йельской Высшей медицинской школы, а также врач-ординатор университетской больницы в Нью Хейвене, рекомендует проигрывание классической музыки эмбрионам. Доктор Равски утверждает, что «внутриутробная акустическая стимуляция плода положительно влияет на исход беременности и на развитие плода». Считается, что если ребенок, находясь в утробе, слышал голоса своих родителей, он узнает их и сразу после рождения. Разговор с ребенком будет полезен не только как стимуляция, но и как еще одна возможность для отца ребенка установить с ним более тесную связь. Когда вы говорите со своим ребенком не забывайте о том, что первый шаг в овладении языковыми навыками - это усвоение интонаций. Очень важно, чтобы с ребенком говорили оба родителя. Голос матери более высок и мелодичен, к тому же ребенок слышит его постоянно. Голос отца более низкий и сильный, поэтому он легче проникает через плаценту.

Как развивается ваш ребенок

Первый триместр - эмбрион начинает развиваться, начинают формироваться голова, руки и ноги, он начинает двигаться (вы этого не чувствуете); начинают развиваться отделы нервной системы, отвечающие за равновесие и ориентацию в пространстве; сердце начинает биться сильнее.
Второй триместр - голова развивается быстрее, чем остальные части тела; глаза реагируют на свет; начинают развиваться основные внутренние органы; ребенок реагирует на громкие звуки и музыку; он активно двигается, и вы уже можете это почувствовать; ребенок начинает слышать, и его способность к обучению значительно увеличивается; появляются первые признаки наличия памяти и способности реагировать на всевозможные раздражители, при этом музыка имеет успокаивающее действие, а резкие звуки - возбуждающее.
Третий триместр - нервная система ребенка полностью сформирована; мозг растет очень быстро; движения более скоординированные; мускулы лучше развиты; ребенок двигается в такт музыке; зрение сформировано, поэтому его реакция на свет становится очевидной; на девятом месяце он толкается реже, но сильнее; он продолжает расти и развиваться вплоть до рождения.

Kaк развивается мозг ребёнка

Мозг вашего ребенка начинает развиваться практически сразу после зачатия. К концу пятого месяца уже определено, сколько мозговых клеток будет иметь ребенок с рождения и до конца жизни. С этого момента меняться будет только размер и сложность уже созданных клеток и межклеточных связей. Примерно на восьмом месяце внутриутробного развития мозг вашего ребенка значительно изменится. Он станет в два раза тяжелее, и связи между мозговыми клетками станут еще более сложными. Постепенно клетки увеличиваются, обрастая невероятно сложной системой многократных межклеточных соединений, напоминающей сплетенные ветки дерева. Чем сильнее стимуляция клеток (например, с помощью классической музыки), тем сложнее система межклеточных соединений и, соответственно, тем лучше будет развит мозг.
Число мозговых клеток, имеющихся у ребенка при рождении, позволяет определить его потенциал, а уровень интеллекта в итоге определяется именно количеством межклеточных связей. Поэтому если вы будете регулярно стимулировать в дородовой период рост межклеточных связей вероятность того, что у вашего ребенка будет развитый интеллект, существенно повышается.

Результаты исследований

Исследования показали, что стимуляция чувств плода влияет на рост мозговых клеток . Если ребенка стимулировали недостаточно, количество межклеточных связей будет существенно меньше. Это подтверждают многие специалисты по проблемам развития мозга у детей. Недостаток межклеточных связей может привести к смерти мозговых клеток, особенно на восьмом месяце беременности.
К концу пятого месяца внутриутробного развития ребенок начинает слышать и обучаться, и вы сами можете определить реагирует ли он на внешние раздражители. Например, некоторым беременным женщинам приходилось раньше времени уходить с концертов классической музыки, потому что их дети начинали так сильно толкаться в такт музыке, что перенести это было абсолютно невозможно!
В ходе одного из исследований, будущим мaмам предлагали ставить детям свою любимую классическую музыку по десять минут в день, делая при этом звук чуть громче, чем звук нормального разговора. Было обнаружено, что дети тут же реагируют на изменения в окружающей среде убыстренным сердцебиением. Интересен еще тот факт, что ребенок никак не реагирует на отдельные не связанные в мелодию ноты, даже если они звучат очень громко и близко.
Другое исследование показало, что дети, которые с пятого месяца внутриутробного развития и до самого рождения по десять минут дважды в день слушали классическую музыку, развивались быстрее, начинали говорить на шесть месяцев раньше и имели более высокий интеллектуальный уровень, чем дети, которые не слушали музыку, находясь в утробе.

Некоторые женщины волнуются, что если они начнут развивать мозг плода, к моменту рождения у него будет слишком большая голова, что может вызвать проблемы при родах. На самом деле верно скорее всего обратное: пренатальная стимуляция способствует менее болезненным схваткам, более низкому числу кесаревых сечений и большему количеству родов без осложнений.

Кроме того, ребенок, которого стимулировали внутриутробно, скорее всего:
· будет более спокойным и проворным
· будет более жизнерадостным
· меньше будет плакать
· дольше сможет удерживать внимание
· будет сильнее
· сможет хорошо ориентироваться в пространстве
· раньше поднимет головку и раньше встанет
· раньше пойдет
· раньше заговорит
· будет более уверен в себе

План лекции:

5.1. Характеристика периодов пренатального развития.

5.2. Психологические особенности развития плода.

5.3. Рождения и его влияние на дальнейшее развитие.

5.4. Факторы психического риска для будущего ребенка.

Основные понятия: пренатальный развитие; терминальная стадия; эмбриональная стадия; фетальная стадия; монозиготные (дизиготные) близнецы; плод; вспомогательные структуры; габитурация; импритинг; факторы психического риска.

Характеристика периодов пренатального развития

На Западе уже давно существуют школы пренатального обучения. Они существуют для мам, пап и детей - еще не родившихся детей. Однажды одного ученого спросили: с какого момента мы можем говорить о начале человеческого в человеке? Он ответил: "Вы думаете, человек начинается с момента рождения или с момента зачатия? Ничего подобного! Человек начинается с идеи о ней, возникшая в сознании будущих родителей".

Жизнь начинается на несколько месяцев раньше физического рождения, с момента оплодотворения. Но ответить на вопрос, с какого момента зародыш действительно является человеком или. по крайней мере, существом с функционирующей психикой, не так уж просто.

Сейчас в возрастной психологии активно обсуждаются проблемы пренатального развития. Пренатальное воспитание - это область исследования развития психики ребенка до рождения.

Онтогенез, или индивидуальное развитие организма, делится на два периода: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (после рождения). Первый длится от момента зачатия и формирования зиготы до рождения; второй - с момента рождения и до смерти.

Пренатальный период - период развития от зачатия до рождения в свою очередь подразделяется на три периода: начальный, зародышевый и плодный.

Сейчас он только начинает изучаться, хотя первые представления о внутриутробном развитии плода возникли в древнем мире и изложены в произведениях философов и врачей древней Индии, Древнего Египта и Древней Греции ("Гиппократ сборник", Платон).

Некоторые из них (например, Анаксагор, V в. До н. Э.) Считали, что в родительском или материнском "семени" в миниатюре есть все части будущего плода, то есть существует маленький, не виден глазом человечек, который в процессе развития только увеличивается в размерах (идея преформизма . от лат. - заранее создавать).

Аристотель (384-322 pp. До н. Э.) Первым выступил с критикой этих представлений. Он утверждал, что органы будущего плода развиваются из оплодотворенного яйца путем последовательных преобразований (идея эпигенеза , от лат. Над, происхождения). Это положение Аристотеля сохранялось в науке без существенных изменений вплоть до XVII в.

Концепции преформизма и эпигенеза долгое время существовали параллельно, причем преформизм занимал доминирующие позиции, особенно в XVII-XVIII вв. (Не было нужной медицинской техники).

Но начало научному изучению относят к 70-м годам XX века, когда итальянский психоаналитик С. Фанта обосновал существование еще одной стадии психического развития - эмбриональной. Он выдвинул идею о том, что беременная женщина "вспоминает" и воспроизводит на органическом уровне свое состояние как плода, а на психологическом - состояние своей матери. Поэтому внутренние конфликты и тревоги, которые касались прошлых стадий развития, оживают на этом этапе и влияют на образ ребенка. А это, в свою очередь, влияет на "самочувствие" и развитие ребенка.

Итак, рассмотрим этапы развития в этот период. Он продолжается примерно 266 дней (40 недель) и состоит из 3 стадий:

Предзародышевого (терминальная), которая длится 2 недели после оплодотворения яйцеклетки до перемещения зиготы в матку и прикрепления к ее стенке;

Зародышевая (эмбриональная), которая продолжается до 2 месяцев внутриутробного развития. За это время происходит анатомическое и физиологическое дифференцировки тканей и органов. Этот период развития будущего малыша характеризуется интенсивным дифференцировкой и формированием функциональных систем. И это несмотря на то, что в конце К концу третьей недели развития длина зародыша составляет 2-3 мм. В период от пятого до восьмого недели завершается собственно эмбриональный период внутриутробного развития. В течение этого времени эмбрион вырастает от 5 мм до примерно 30 мм и начинает напоминать человека.

В этом маленьком тельце уже есть зачатки всех будущих органов. С этого момента эмбрион становится плодом;

Стадия плода (фетальная), которая охватывает последние семь месяцев (2-9 месяц) внутриутробной жизни. С началом фетального периода эмбрион становится плодом. Этот период связан с развитием функций и систем, которые позволят выжить после рождения. Но способность к выживанию в воздушной среде плод будет только с 7-го месяца. Поэтому с этого времени его уже нередко называют ребенком.

Уже через несколько часов после оплодотворения зигота, продвигаясь по одной из фаллопиевых труб в направлении матки, начинает делиться; до конца 6-го дня образуется более 100 клеток, которые формируют так называемую бластоцит.

Иногда при первом делении зиготы образуется 2 идентичные клетки, которые разделяются и начинают делиться самостоятельно - из них развиваются два практически одинаковые организмы - монозиготные близнецы. Бывает, что из яичников одновременно освобождается 2 яйцеклетки, каждая из которых, соединяясь со сперматозоидом, дает начало развитию дизиготных близнецов.

Через неделю после оплодотворения бластоцита начинает имплантацию в стенку матки. Этот процесс вызывает гормональные изменения в организме женщины, что свидетельствует о наступлении беременности.

Во время эмбрионального периода протекают два очень важных процесса: формирования собственно эмбриона (а затем и плода) и образования вспомогательных структур, которые будут поддерживать, питать и защищать эмбрион и плод. К вспомогательным (поддерживающих) структур относятся:

Мешок амнеона, заполненный околоплодной жидкостью;

Плацента, с помощью которой происходит обмен веществ между организмом матери и плода

Пуповина (пупочный канатик), который содержит две артерии и одну вену плода.

Следует отметить, что кровеносная система матери и плода не является общей. Плацента обеспечивает обмен веществами путем диффузии через клеточные мембраны, но не допускает обмена кровяных клеток.

Что касается самого эмбриона, то он в этот период очень быстро растет и изменения происходят каждый день. Сразу после имплантации клетки начинают дифференцироваться на 3 слоя: из наружного слоя (эктодермы), затем образуются кожа, органы чувств и нервная система, из среднего (мезодермы) - мышечная ткань, кровеносная и выделительная системы, а с внутренней (эндодермы) - легкие, система пищеварения, железы внутренней секреции и т. После имплантации рост и развитие будущего ребенка еще более ускоряются: в 2 недели ее тельце только 2 мм, в 3 недели - 4 мм, в 4 - уже до 8 мм, а в конце второго месяца достигает почти 8 см.

В конце четвертой недели беременности начинает биться сердце зародыша и функционировать, хотя и в примитивной форме, нервная система. В течение второго месяца происходит быстрое формирование всех систем и органов эмбриона. Появляются ручки и ножки, пальцы, лицо, мозг, легкие и другие важные органы. К концу эмбрионального периода плод уже имеет почти все черты, которые отличают человека от других живых существ.

Фетальный период - самый длинный в развитии плода. Он длится 7 из 9 месяцев беременности. В этот период созревают и начинают функционировать большинство органов и систем организма. Плод начинает двигаться, поворачивать голову и "брыкаться", шевелит губами, открывает рот и начинает глотать амнеотичну жидкость, отрабатывая дыхательные движения в жидкой среде, осуществляет ссальни движения, происходит дифференциация репродуктивных органов в соответствии с генетической пола зародыша и тому подобное.

К середине внутриутробного периода (примерно в 16 недель) просыпается слуховая чувствительность. Первое, что начинает слышать ребенок, - внутриутробные шумы, которые весьма разнообразны и интенсивные. Во второй половине своего "первого" жизни малыш слышит и то, что происходит снаружи, правда, в несколько измененном виде через окружающую жидкость и ткань материнского организма.

Очень рано, с 3 месяцев, появляется вкусовая чувствительность, а до 5 месяцев малыш реагирует на изменение вкуса околоплодной жидкости гримасой удовольствия или огорчения.

В последнее развивается зрение - ведь видеть в утробе ничего, там практически всегда темно. Но движения глаз уже есть: в 17 недель малыш щурит глаза.

Иногда девятимесячный период беременности подразделяют на три равные части по 3 месяца каждый, которые называют триместрами. В течение первого триместра формируются основные соматические структуры плода (органы и структуры тела), во втором - созревают органы плода, особенно головной мозг, до уровня, необходимого для выживания, а в третьем - созревают различные структуры головного мозга, идет подготовка к работе всех систем организма и преобразования зародыша в младенца, который активно адаптируется к среде обитания.