Азербайджанская девушка в национальном костюме. Азербайджанская национальная одежда. Женский национальный костюм

Каждый народ имеет свою историю, которая состоит из многих моментов: культура, кухня, язык, костюмы. История Азербайджана интересная, увлекательная, местами грустная и трагичная. Важное место в истории этого народа отведено одежде. Азербайджанский национальный костюм выделяется необыкновенной красотой, которая умело сочетается с национальными особенностями жителей солнечного Азербайджана. На протяжении всего периода существования костюма он подвергался многочисленным изменениям.

Особенности

Костюмы любого народа обладают уникальными особенностями, которые являются отличительными чертами. Азербайджанские костюмы не являются исключением.

Оттенки красного обязательно присутствуют в национальной одежде азербайджанцев. Этот цвет символизирует благополучие, счастье, страсть и благодать. Даже сейчас в свадебных нарядах обязательно должен присутствовать этот цвет. Одежда молодых девушек была яркой, пестрой, с узорами в золотом цвете.

Материалы выбирались различные: привозные и местные. Чаще всего использовался шелк. При создании повседневной одежды преимущество отдавалось льну, шерсти и ситцу. Наряды богатых людей состояли из бархата, сукна, тирмэ, тонкого шелка.

Отделка всегда была искусной и выразительной. Даже простой костюм в умелых руках мастерицы принимал дорогой вид. Для декорирования использовались золотые, серебряные нитки, бисер, кружева, тесьма, дорогие монеты.

Разновидности женского костюма

Женский костюм состоял из двух частей и большой количества элементов со сложными и странными названиями. Попытаемся разобраться в них и представить образ азербайджанки, которая жила несколько веков назад.

  • Чадра – это мешкообразное покрывало, которое надевалось при выходе из дома.

  • Рубенд – элемент, который закрывал лицо женщины. Дома этот элемент не надевался, но выйти без него из дома запрещалось.

  • Уст гейими – так называлась верхняя одежда, в состав которой входила рубаха с широкими рукавами, широкие шаровары, заканчивающиеся на уровне щиколотки, расклешённая юбка.
  • Чепкен надевался сверху на рубашку, которая, в свою очередь, застегивалась на шее на одну пуговицу. Сбоку в чепкене имелись рукава с нарукавниками. Для создания этой одежды использовался велюр, тирме и прочие материалы с блестящей фактурой.

  • Архалыг – это короткая кофта, которая облегала спину и грудь. Рукава в такой одежде были длинными. В области талии эта кофта стягивалась, а дальше была пышной и расходилась пышными оборками. Этот элемент национального костюма считался самым распространённым на территории всей страны.
  • В качестве нижней части костюма использовался подол, который мог иметь различную ширину. Для создания подола использовались плиссированные и гофрированные материалы.

  • Помимо таких стандартных элементов в составе национального азербайджанского костюма могла присутствовать и другая одежда. Например, стёганый халат с подкладкой (леббаде), верхняя одежда из стеганого материала (эшмек или кьюрду), верхняя одежда до пояса с подолом из гофрированного материала.

Отличия в костюмах в зависимости от региона

На протяжении всего срока существования, у национального азербайджанского костюма присутствовали отличия в нарядах по региональному показателю. Женщины, которые проживали на территории Газахи, носили длинные рубахи с боковыми разрезами. У жительниц Карабаха в гардеробе присутствовали чепкены с длинными рукавами, которые плотно облегали талию.

Юбки не ниже колен и широкие шаровары надевали женщины с Нахчывана. А вот жительницы Шуше и Шамахы носили длинные юбки. На зажиточных женщинах из Нахчывана и Гянджи часто можно было увидеть длинные кюледже с богатой вышивкой и разными узорами.

Аксессуары

Характер любого наряда заключается в аксессуарах. Именно они способны расставить необходимые акценты, задать общий стиль и выделить достоинства женщины. Женщины Азербайджана с особым трепетом относились к аксессуарам.

  • Серебряный с позолотой или золотой пояс надевался поверх верхней одежды (архалыга, чепкена). Также нередко встречался кожаный пояс, расшитый монетами или украшенный бляхой. Носить пояс разрешалось только замужним женщинам. Девушка на свадьбе получала в подарок свой первый пояс.

  • Головной убор имел особую важность. Шапочки создавались в различных формах. Сверху могли надеваться платки. Волосы прятались в особый льняной мешочек, который назывался «чутгу». На голову надевалась шапочка в форме цилиндра, чаще всего она была бархатной. Поверх шапочки повязывалась чалма и платки. Особой популярностью пользовался келагаи – платок из шелка. Существовало несколько способ для его завязывания. В холодное время года добавлялась кашмирская шаль, для создания которой использовалась исключительно натуральная шерсть.

  • На ногах присутствовали чулки джорабы и туфли с острым носком, без задника, с небольшим каблуком. Такая обувь входила в состав летнего гардероба, а зимой использовались чарыги. Чулки создавались собственноручно из шерсти или х/б ниток. По всей длине располагалось большое количество узоров и рисунков, которые были похож на те, что присутствовали на коврах.

  • Украшения девочки начинали носить с 3 лет, воспринимались они по большей части, как оберег от плохого слова и взгляда. До того момента, когда девушка соберётся стать замужней женщиной, успевала собраться целая коллекция украшений. Не все их можно было носить. Например, во время проведения религиозного обряда, на протяжении 40 дней после смерти или рождения ребенка. Богатые и бедные женщины носили примерно одинаковые украшения, разница заключалась только в наличии драгоценных камней.

Особенности мужского костюма

Мужской азербайджанский костюм состоял из рубахи, штанов, бешмета, зауженного в районе талии, и шубы из овчины, которая использовалась в холодную погоду. Черкеске отводилось особое внимание, она надевала сверху на рубашку, которая, в свою очередь, заправлялась в штаны. На ногах присутствовали сапоги, а на голове располагалась папаха, для которой выбирался каракуль или овчина.

Черкеска застегивалась на все пуговицы, а рукава были отогнутыми. В области груди располагались особые карманы для трубок-газырниц или пуль. Назывались эти карманы – газырницами. За счет больших размеров карманов снижалась вероятность получения серьезных повреждений во время нанесения рубящих ударов. Сейчас такие карманы больше носят декоративный характер, чем практичный.

В костюме азербайджанца обязательно должен был присутствовать пояс. На нем закреплялось холодное оружие.

Азербайджанский костюм в современной моде

Современные молодые люди уже не носят национальные костюмы. Из моды они вышли еще до наступления ХХ века. Сейчас национальные костюмы используются в театральных постановках и в музейных экспозициях.

​​Национальный азербайджанский костюм представляет большой интерес для европейских дизайнеров. В современных коллекциях, которые появляются на европейских подиумах, все чаще встречаются элементы из национального наряда азербайджанского народа. Шаровары, длинные юбки и верхняя одежда стали основой для многих коллекций. Эту тенденцию только начинают подхватывать дизайнеры Азербайджана.

В XVII веке в Азербайджане существовала в какой-то мере специализация городов
по производству тканей, которая сохранялась и в дальнейшем.

Детский костюм для девочки. Баку. XIX век

Например, в городе Тебризе было сосредоточено изготовление самых различных по
качеству тканей. Особенно он славился бархатом, атласом, кумачом и пестрядью.
Искусные ткачи-ремесленники Нахичевани производили много дешевых, но красивых
и доброкачественных хлопчатобумажных тканей.
В Азербайджане производились следующие ткани: зарбафт, парча, атлас, тафта, канаус,
камка, кисея, бархат, дараи, махуд, шал, тирмя, пестрядь, миткаль, бязь и др.

Детский костюм для мальчика. Шеки. Начало XIX века

Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки
заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались
молодые женщины. Девушки и пожилые женщины украшений носили значительно меньше.,
Детская одежда по своей форме идентична костюму взрослых, она отличалась от нее
размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев.

Если женская одежда шилась главным образом из шелка и бархата, то для мужской одежды
пользовались в основном махуд - сукном местного производства или привозным, а также
шал -домотканой шерстяной тканью. Нижняя одежда, как женская, так и мужская, шилась
из льняных и хлопчатобумажных тканей; иногда в богатых семьях нижние рубахи были шелковыми.

Мужчины

Мужской костюм так же, как и женский, в основном был единым во всех историко-
этнографических зонах. Национальную одежду мужчин-азербайджанцев также можно
разделить на нижнюю (нательную) и верхнюю - плечевую и поясную.
Верхняя мужская одежда азербайджанцев состояла из уст кёйняйи (рубаха), архалыг,
чуха (плечевая одежда) и шалвар (поясная одежда).

Мужской костюм. Шуша. XIX век

АРХАЛЫГ - Верхняя мужская плечевая одежда; отрезная, в талии собранная в мелкую
сборку или складку. Рукава прямые, суживающиеся книзу. До талии архалыг плотно прилегал
к телу. Поверх архалыга молодые люди надевали кожаные ремни - гайыш или серебряные
наборные пояса - кямяр, а старики обматывали талию гуршаг - куском прямоугольной ткани
длиной в 4-6 метров. Для гуршаг использовали дорогие ткани - тирмя, шал, парча и т. д.

ШАЛВАР - относятся к верхней мужской поясной одежде. Они состоят из двух прямых
суживающихся книзу штанин. В паховый шов вставлялся треугольный клип. У пояса шалвар
завязывался на туман баги - плетеный шелковый шнур, продеваемый в лифя - вздержку

КЮРК - верхняя зимняя одежда мужчин. Это шуба из овчины мехом внутрь, без
застежки, с воротником. Кюрк ниже колен. В городах и торговых центрах носили Хорасан
кюркю - шубу из желтой дубленой кожи с вышитым орнаментом. В горах крестьяне-пастухи
носили япынджы - бурку.

ЧУХА - еще один вид верхней мужской плечевой одежды. Она была отрезной, у тали
ее закладывали складками или собирали в сборку. Грудь оставалась открытой, и из-под
чухи виднелся архалыг.
Обязательным атрибутом вязняли чуха являлись вязня - гозыри, которые располагались с
обеих сторон на груди. Вязня первоначально служили гнездами для патронов, в дальнейшем,
в ходе эволюции костюма приобрели чисто декоративный характер.

Женщины

Верхняя женская плечевая одежда состояла в основном из усткёйняйи (верхней рубахи),
архалыга, чепкена, лаббады, кюляджи, кюрдю, эшмяк, бахари. Из верхней поясной женской
- туман (юбка) и чахчур.

Женский костюм. Баку. XIX век

УСТ КЁИНЯИИ (рубаха) имела прямой покрой, шилась она без плечевого шва. Прямой,
длинный и широкий рукав пришивался к прямой пройме; на рукаве у плеча иногда закладывали
две или три складки

ЧЕПКЕН - широко распространенный вид верхней женской плечевой одежды. Чепкен шился на
подкладке и плотно облегал фигуру.

ЛАББАДА шили на стеганой подкладке. Передние полы лаббада не прикрывали грудь,
а на линии талии завязывались тесьмой. Лаббада шилась короткой, чуть ниже талии, на
боках имелись чапыг - выступы. Рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой разрез.
Лаббада шили из тирмя, бархата и различной выделки парчовых тканей.

Женский костюм. Шуша. XIX век

ЭШМЯК - стеганая женская верхняя одежда. Полы эшмяк на груди не сходились,
рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой вырез. Эшмяк шили из тирмя и бархата.

БАХАРИ - шили на простеганной подкладке. Бахари до талии плотно облегал фигуру,
а подолбаску мелкими сборками пришивали к талии. Длина бахари обычно до бедер.

КЮЛЯДЖА - верхняя женская одежда, отрезная в талии. К поясу мелкими сборками
пришивался подол. Кюляджа не имела застежек. По длине кюляджа доходила до колен.
Рукав прямой, три четверти. Кюляджа шили из тирмя и бархата.

Женский костюм. Шемаха. XIX век

В городах женщины при выходе на улицу поверх всех юбок надевали чахчур, состоящий из
двух штанин; каждая штанина у щиколотки собиралась в мелкую сборку в виде манжеты, к
которой пришивали сшитые из той же ткани носочки. Каждая штанина чахчур была
самостоятельной. Шили чахчур из шелковых тканей.

Поверх архалыгов или чепкенов женщины носили кямяр - золотые или серебряные пояса.
Большое распространение имели также широкие кожаные пояса с нашитыми на них
серебряными монетами и серебряной пряжкой.
Чадра в основном характерна для жительниц города и пригородных деревень Чадра могла
быть однотонной атласной, клетчатой, цветной шелковой, главным образом местного
производства.

Туман. Гянджа. XIX век

Верхняя поясная одежда женщины-азербайджанки состояла из туман - юбки, доходящей до
щиколотки. Юбка шилась из 10-12 полотен.
Большинство женщин обычно носили по 5-6 юбок сразу.

Туман. Фрагмент. Нахичевань. XIX век

Юбки, надеваемые между нижней нательной и верхней юбками, назывались ара туманы, то
есть промежуточные юбки. Все юбки у пояса собирались в бюзмя - мелкую сборку или
гырчын - складки. Юбки шили из самых различных тканей, начиная от ситца и кончая
самыми дорогими, включая бархат и тирмя.

Архалыг женский. Шуша. XIX век

АРХАЛЫГ - также широко распространенная по всему Азербайджану разновидность
верхней женской плечевой одежды. Существовали различного вида архалыги.
Архалыги шились на подкладке, некоторые из них до пояса плотно облегали фигуру, а к
поясу пришивалась различной ширины баска. Ее могли закладывать складками или собирать
в мелкую сборку.
Архалыги богато украшали различными тесемками и золотыми кружевами и т. п.

Кюрдю. Шуша. XIX век

КЮРДЮ - стеганая безрукавка. Передние полы не сходятся, на боках имеются выступы
с разрезом. Шили кюрдю из тирмя и бархата. Ворот, подол, разрезы и проймы рукавов
обшивали мехом хорька. Бытовал и другой вид кюрдю, называемый хорасан кюрдюсю, привозимый
паломниками из стран Ближнего Востока. Сшиты они из замши темно-желтого цвета, и вся
их поверхность вышита шелковыми нитками того же цвета.

Для украшения женской верхней одежды имелось большое количество домашнего и кустарного
производства бафта (тесьма) - сарыма, гарагёз, зянджиря и шахпесенд (золотые или
серебряные кружева).
Для украшения женской одежды вышивкой использовали гюлябатын - золотые или серебряные
нити, бисер, блестки и т. д.
Женская верхняя плечевая одежда украшалась также золотыми штампованными бляшками,
нашиваемыми на ворот, рукава и подол.

Арахчын. Баку. XIX век

Из головных женских уборов наиболее широко были распространены келагаи, наз-иаз,
газ-газ и орпяк - шелковые платки. В Азербайджане келагаи были местного кустарного
производства. Основными центрами производства келагаи были города Гянджа, Шемаха и
Шеки.
В некоторых местах женщины под платок надевали арахчын - невысокую шапочку с плоским
донышком, чаще всего с нашитыми золотыми штампованными украшениями.

Гянджа. XIX век

В Азербайджане разноцветная сафьяновая обувь была очень распространена. Как женской,
так и мужской наиболее широко бытовавшей обувью были башмаг - башмаки. Женщины чаще
носили вышитые башмаки и сапожки с сафьяновыми или суконными голенищами. Мужская обувь
обычно не имела украшений, ее шили из дубленой и сыромятной кожи.

Шябкулах. Шеки. XIX век

Головной убор являлся важным элементом в одежде азербайджанских мужчин, ему придавалось
большое значение. Ходить с непокрытой головой считалось большим позором.
Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были различных форм меховые
шапки: бухара папаг и чяркязи папаг (из черного, серого или коричневого каракуля),
шяля папаг (носимая чабанами) из бараньего меха и другие. Широко бытовали арахчын -
тюбетейки из тирмя и шелка с разнообразными вышивками, часто золотым шитьем. Пожилые
мужчины и старики под меховой шапкой носили еще тясяк - небольшую стеганую тюбетейку
из белой бязи. На ночь мужчины надевали шябкулах - колпаки конической формы, стеганые
или вышитые, на подкладке.

Джораб. Баку. XIX век

По всему Азербайджану были широко распространены джораб - вязаные носки. Их вязали из
шерстяных и шелковых ниток домашнего производства и окраски. Джорабы носили мужчины и
женщины, дети и старики. Азербайджанские джорабы отличались богатым орнаментом и
яркостью красок. Их орнаменты напоминают узоры ковров, вышивок, набоек и тканей.
Носки были длинные, до колен, и короткие, выше щиколоток.

Из книги: Азербайджанская национальная одежда. М.: «Искусство», 1972

Не пропустите только на этом сайте
посмотреть новый интересный сериал «Миллиарды».
Речь в нем идет о непримиримом соперничестве богатого руководителя одного из крупнейших
хедж-фондов с крупным влиятельным политиком и прокурором. Кто выиграет схватку за власть
и деньги вы узнаете начав смотреть сериал 18 января 2016 года

Азербайджанский национальный костюм представляет собой очень красивый наряд, который отражает в себе всю национальную специфику народа. В процессе создания костюм претерпевал изменения, так же как его страна. Национальный костюм самобытен и красив. Каждая деталь в нем – это определенный символ.

Немного истории

Люди научились изготавливать себе одежду еще в очень далекие времена. Найденные археологические раскопки на территории Азербайджана говорят о наличии этого умения еще три тысячи лет назад до н. э. Тогда были найдены бронзовые иглы и спицы, золотые украшения, глиняные сосуды в форме туфель. Все это говорит о мастерстве людей и развитии культуры уже в те далекие времена.

В 17 веке нашей эры Азербайджан считался одной из главных областей по производству шелка. Ткани славились своей красотой, узорами. Производились удивительной красоты платки и другие вещи.

Особенности

Как и в любом национальном костюме, в костюме азербайджанцев есть ряд особенностей, присущих только ему.

Цвета и оттенки

В цветах преобладают яркие красные сочные оттенки. Причем даже свадебное платье невеста шьет именно из красного цвета. Для азербайджанцев красный цвет является символом благополучия и счастья. Само слово «азер» переводится с арабского как огонь.

Молодые девушки предпочитали надевать наряды из ярких и пестрых тканей, украшенных различными золотистыми узорами. Этим они так отличались от грузинок и горянок, которые предпочитали носить одежду темных цветов. Поэтому яркая цветовая гамма является отличительной особенностью национального костюма азербайджанок.

Ткани и крой

Материал для изготовления костюмов был разнообразным, как своего производства, так и привозной. К местному принадлежал шелк, который научились делать очень давно. Для одежды на каждый день использовали лен, шерсть или ситец. Зажиточные люди могли носить одежду из более дорогой ткани - бархата, шелка, тонкого сукна и «тирмэ».

Отделка одежды могла сделать из самого простого наряда дорогой и богатый на вид костюм. Мастерицы с помощью вышивки бисером, золотыми и серебряными нитками, тесьмы, тонких кружев создавали настоящее произведение искусства. Обычно украшались края одежды, рукавов, полочек кафтанов. Повседневную одежду украшали яркими выделяющимися строчками.

Использовали монеты из драгоценных металлов в качестве украшений, которые могли собирать целыми поколениями.

Разновидности

Мужчины азербайджанцы надевали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время сверху надевалась шуба из овчины. Среди вещей мужского костюма особо выделялась черкеска. Черкеска поверх рубахи, заправленной в штаны, сапоги и папаха на голове – вот как выглядел настоящий мужчина в Азербайджане. Такой образ мужчин Северного Кавказа переняли со временем терские и кубанские казаки.

В обтягивающей тело черкеске воин-кавказец очень красиво смотрелся верхом на коне – широкие плечи, тонкая талия, стройная мускулистая фигура. Носится черкеска застегнутой, с отогнутыми рукавами. На груди располагаются специальные карманы – газырницы. В них вставлялись трубочки-газырки, в которых было пороха ровно на один выстрел, или складывались пули. Большие размеры карманов помогали избежать ран от рубящих ударов при нападении соперника. Со временем газырницы утратили свое прямое назначение и стали элементом отделки.

Обязательным атрибутом костюма был пояс, на который подвешивалось холодное оружие. Головным убором являлась папаха из овец или каракуля.

Женский костюм состоял из рубахи, рукава которой расширялись к низу, короткого кафтанчика и длинной пышной юбки. Все эти вещи были расшиты и украшены различным декором – золотыми нитками, различными узорами, драгоценными монетами. Наряд шился из яркой ткани, обычно красного цвета.

Шапочки всевозможных форм, чепцы, платки различных цветов и размеров надевали на голову женщины. Незамужние девушки покрывали голову шапочкой наподобие тюбетейки, которая украшалась бисером или шелком. Замужние женщины завязывали несколько платков на голову, такой убор назывался дингя.

На ногах носили носки или чулки, которые были с различными рисунками. Их вязали сами женщины из шерсти или хлопчатобумажных ниток. Узоры на чулках напоминали собой узоры на коврах.

Аксессуары и обувь

Обувью у женщин были туфли без задней части, с острым носом и небольшим каблуком. Они носились в теплое время. А зимой на ноги одевалась сыромятная обувь – чарыг.

Мужчины носили чарыг в сельской местности, а в городе башмаки, туфли без задников или сапоги.

Аксессуарами служили различные украшения. Их начинали носить еще девочками в 3-4 года, скорее, как оберег от сглаза. А к замужеству у девушки набиралась уже целая коллекция украшений. Носить их разрешалось не всегда. Запрещено было надевать украшения в дни религиозного обряда, в течение 40 дней после смерти или родов. Пожилым женщинам можно было надевать только скромные серьги и пару колец. Разница между украшениями богатыми и бедными была не слишком заметна, по типу они были похожи. У богатых в украшениях были драгоценные камни, они могли быть более сложно выполнены.

До замужества девушки не носили пояса совсем. На свадьбе родители невесты дарили ей первый пояс – кемер. После этого женщина начинала носить пояса, они уже показывали ее замужний статус в обществе. Пояс украшался монетами и застегивался большой пряжкой на крючках.

Современные модели

Сейчас на улицах Азербайджана уже не встретить людей одетых в национальные костюмы. Их носили примерно до 20 века, а в сельской местности чуть дольше. Но увидеть их можно увидеть в театрализованных представлениях, музеях.

Но в настоящий момент идею шаровар, длинной юбки, верхней одежды, похожей на вещи из азербайджанского национального костюма взяли себе за основу многие европейские модельеры. Поэтому, увидев подобные вещи в итальянской одежде, не удивляйтесь. Местные дизайнеры в Азербайджане тоже начинают возвращение к своей культуре в моде.

Покажи мне свой арахчын, и я скажу - откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе... По арахчыну в Азербайджане можно было узнать возраст, профессию, даже социальную принадлежность человека.

Представляем читателям Trend Life фотосессию и материал об азербайджанском национальном головном уборе - арахчыне. Свои работы представляет известный азербайджанский дизайнер-модельер Гюльнара Халилова.

Арахчын (азерб. аraxçın) был одним из наиболее распространенных видов головных уборов, являясь частью национального костюма мужчин и женщин. Этот головной убор был очень популярен в Азербайджане в XVI и XVII веках. Об этом свидетельствуют результаты многочисленных раскопок на территории страны и исследовательские труды ученых-этнографов.

Как одевали арахчын

Для начала отметим, что арахчын - вовсе не тюбетейка, хотя действительно формой своей похож на тюбетейку, которую носили и носят жители Средней Азии. Только арахчын имеет круглую форму, а тюбетейка иногда квадратную. В Средней Азии - это уличный головной убор. Арахчын же в Азербайджане носили, как правило, только в помещении. А если выходили на улицу, то оставляли его под основным головным убором (папаха, чалма, тюрбан, келагаи, шали, покрывала).

Согласно традициям Азербайджана, арахчын недопустимо было надевать без основного головного убора, - единственными, кому это разрешалось, были дети. Обычным мужским головным убором была папаха из овчины. Богатые носили папаху из каракуля. Под папаху на бритую голову надевали маленькую тюбетейку - арахчин.

Женщины носили головные уборы дома, во дворе и в гостях, а, выходя на улицу, надевали белую чадру. Обычай допускал пребывание на улице без чадры только девочек и пожилых женщин.

В повседневной же жизни дома арахчын могли носить и без папахи или чалмы. Арахчын одевали в основном молодые азербайджанцы.

Разновидности арахчына

Существовало довольно большое число разновидностей таких головных уборов, - их шили из всевозможных материалов таким образом, чтобы ткань очень плотно прилегала к голове.

Изготовлением арахчынов занимались в основном девушки и женщины. Любая мастерица никогда не повторяла один и тот же орнамент, наоборот, меняя оттенки и узоры, ловкие женские руки придают тюбетейке особое изящество и прелесть. Таким образом, став традиционным, этот вид искусства способствует созданию разноцветной и неповторимой вышивки азербайджанского арахчына.

Внешне арахчын представляет собой небольшой головной убор круглой формы, который сделан из приятной на ощупь ткани (в зависимости от региона или предпочтений владельца, использовали различные материалы) с различными узорами.

По цвету и вышивке арахчын разделялся на мужской, женский и девичий.

Мужской - украшали строгим геометрическим орнаментом и изготовляли из более "суровых" тканей.

Женский и девичий отличался богатой вышивкой, цветными шелковыми и золотыми нитями, бисером и жемчугом. Часто сверху к женским арахчынам пришивали золотые украшения различных форм. Традиционным узором была бута. Для декорирования применялись витой шнур, аппликации из парчовых тканей. Шили этот головной убор для прекрасной половины из бархата и велюра. В женских арахчынах с тыльной части прикреплялся специальный вязаный мешочек для того, чтобы в него можно было убирать волосы. Но потом женщины от него отказались.

Во всех случаях арахчын имел однотонную подкладку, и почти всегда при изготовлении его применялось сквозное простегивание верхней ткани и подкладки.

Кстати, в народе арахчын считался особо почитаемым элементом повседневной и праздничной одежды. Это головной служил не только для украшения, но и оберегал от различных недугов дурного глаза. Поэтому к нему иногда пришивали небольшие обереги или талисманы.

Сегодня во многих городах Азербайджана сохранилась древняя школа вышивки, работы азербайджанских мастериц украшают экспозиции международных выставок и музеев, арахчын стал частью профессионального интереса художников.

В археологических раскопках, отражающих эпоху ранней бронзы (III тыс. до н. э.), на территории Азербайджана обнаружены бронзовые шилья и иглы, свидетельствующие о том, что древнейшие обитатели Азербайджана шили себе одежду.
Глиняные статуэтки из местности Кюль-тепе (II тыс. до н. э.) и Мингечаура (I тыс. до н. э.), изображения на перстнях-печатях, обнаруженных также в Мипгечауре (V в. до н. э.), дают некоторое представление о формах одежды того времени.
В катакомбных погребениях Мингечаура, относящихся к V–VI векам, найдены остатки шелковых тканей. О высоком уровне материальной культуры предков азербайджанского народа свидетельствуют и многочисленные украшения из благородного металла (III–IV вв.) и глиняные сосуды, сделанные в форме сапожек.
Из раскопок в усыпальнице дворца Ширваншахов (XV в.) в Баку при вскрытии гробницы были обнаружены остатки богатых парчовых и шелковых тканей.

Детский костюм для девочки. Баку. XIX век

Изобилие и дешевизна сырья создавали благоприятные условия для развития в средневековых городах Азербайджана шелкоткацкого и шерстоткацкого ремесла и других отраслей ткачества.
Азербайджан в XVII веке являлся крупной шелководческой областью Ближнего Востока, а ширванская провинция – главным районом шелководства Азербайджана. Важным ткацким центром Азербайджана была Шемаха вместе с окрестностями (Шабран, Ареш, Кабала, Джеват, Агдаш и др.). Об этом Адам Олеарий пишет следующее: «Главнейшее занятие их (ширванцев. – Авторы) составляют пряжа, тканье шелка и шерсти и разные вышивания».

Детский костюм для мальчика. Шеки. Начало XIX века

Особой известностью пользовались изготовленные в Шемахе ткани – тафта (шемахейка), фай, дараи. Шемахинские златотканые платки и кружева пользовались большим спросом населения.
Ткачество было широко развито в таких городах, как Гянджа, Нахичевань, Марага, Маранд, Ареш, Ордубад. Среди них особо следует выделить Гянджу – один из центров шелкоткацкого ремесла.
Эвлия Челеби (XVII в.) пишет, что гянджинский шелк был весьма известен. В городском ремесле Гянджи большое место занимало и производство хлопчатобумажных тканей.
В городе Тебризе было сосредоточено изготовление самых различных по качеству тканей. Особенно он славился бархатом, атласом, кумачом и пестрядью. Часть названных тканей являлась также предметом экспорта.
Искусные ткачи-ремесленники Нахичевани производили много дешевых, но красивых и доброкачественных хлопчатобумажных тканей. Большим спросом пользовались нахичеванские крашеные ситцы.
Таким образом, в XVII веке в Азербайджане существовала в какой-то мере специализация городов по производству тканей, которая сохранялась и в дальнейшем.

Женский костюм. Шемаха. XIX век

В Азербайджане производились следующие ткани: зарбафт, парча, атлас, тафта, канаус, камка, кисея, бархат, дараи, махуд, шал, тирмя, пестрядь, миткаль, бязь и др. Некоторые из них имели еще и другие названия, бытовавшие в азербайджанской разговорной речи. Например: гаджи мана бах – гаджи, посмотри на меня; геджя гюндуз – ночь и день; гендя дур – посторонись; алышдым яндым – воспламеняюсь, кюча мана дар гялир – улица мне тесна и др. Эти ткани потреблялись и местным населением и вывозились за пределы страны.
Ткани являются одним из элементов культуры народа. Специфика их орнамента и расцветки говорят о национальной и социальной принадлежности обладателя.

Женский костюм. Баку. XIX век

Если женская одежда шилась главным образом из шелка и бархата, то для мужской одежды пользовались в основном махуд – сукном местного производства или привозным, а также шал –домотканой шерстяной тканью. Нижняя одежда, как женская, так и мужская, шилась из льняных и хлопчатобумажных тканей; иногда в богатых семьях нижние рубахи были шелковыми.
В XIX веке важнейшими центрами производства шелковых тканей в Азербайджане были Шемаха, Баскал, Гянджа, Шеки, Шуша. Здесь производили удивительные по тонкости, изысканности и красоте узоров ткани, шелковые женские головные платки, джеджимы – шелковые полосатые ткани.
Ценным источником при изучении одежды являются средневековые миниатюры и произведения прикладного искусства, особенно фрески Шекинского ханского дворца (XVIII в.).
Для истории азербайджанского национального костюма XIX века определенный интерес представляют зарисовки с натуры русских художников В. В. Верещагина и Г. Г. Гагарина, побывавших в Баку, Шемахе, Шеки, Гяндже, Казахе.



Архалыг женский. Шуша. XIX век

Одежда азербайджанцев в основных чертах была единой во всех названных историко-этнографических зонах, что свидетельствует об их исторически сложившейся этнической общности. Незначительные различия в одежде населения этих зон отражают локальные особенности единого азербайджанского национального костюма.
Праздничная и свадебная одежда обычно шилась из более дорогих тканей, богаче украшалась.
Стиль костюма отражал семейное положение и возраст его обладателя. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины. Девушки и пожилые женщины украшений носили значительно меньше.
Мужской костюм так же, как и женский, в основном был единым во всех историко-этнографических зонах. Вместе с тем в костюме мужчин тоже находила отражение классовая принадлежность его носителя.
Детская одежда по своей форме идентична костюму взрослых, она отличалась от нее размерами и некоторыми особенностями, вызванными возрастом ее владельцев. <...>


Кюрдю. Шуша. XIX век

Азербайджканская женская одежда XIX – начала XX в. состояла из нательной и верхней одежды, которая в свою очередь подразделялась на плечевую и поясную.
В Азербайджане условно можно выделить ряд историко-этнографических зон. Наиболее крупными зонами являлись Куба – Хачмас, Апшерон, Ленкорань – Астара, Шемаха, Карабах, Нахичевань – Ордубад, Куткашен – Варташен, Шеки – Закаталы, Гянджа, Шамхор – Казах.
Верхняя женская плечевая одежда состояла в основном из усткёйняйи (верхней рубахи), архалыга, чепкена, лаббады, кюляджи, кюрдю, эшмяк, бахари. Из верхней поясной женской одежды в альбом вошли туман (юбка) и чахчур.
УСТ КЁИНЯИИ (рубаха) имела прямой покрой, шилась она без плечевого шва. Прямой, длинный и широкий рукав пришивался к прямой пройме; на рукаве у плеча иногда закладывали две или три складки. Под мышкой рубахи пришивали хишдяк (ластовицу) обычно из ткани другого цвета. Застегивалась рубаха у шеи на одну пуговицу. Верхнюю рубаху шили обычно из шелка канауса и фая. Вырез ворота, края рукавов и подол рубахи обшивались сарыма (шнуром). К подолу в передней части рубахи пришивали золотые или серебряные монеты или этеклик – золотые штампованные бляшки.

Туман. Гянджа. XIX век

ЧЕПКЕН – широко распространенный вид верхней женской плечевой одежды. Чепкен шился на подкладке и плотно облегал фигуру. На боках чепкен имел чапыг – небольшие выступы. Отличительной чертой чепкена, по сравнению с другими видами верхней женской одежды, является наличие длинных ложных рукавов, заканчивающихся элчек – мысом, напоминающим кисть руки. Такие рукава свободно свисали с плеча. Иногда вдоль разреза рукавов имелись застежки. Рукава чепкенов подбивали дорогими шелковыми тканями контрастных тонов. Чепкепы шили из тирьмя, бархата и различных парчовых тканей. Украшали чепкен тесьмой, косой бейкой из другой ткани, золотыми кружевами.
АРХАЛЫГ – также широко распространенная по всему Азербайджану разновидность верхней женской плечевой одежды. Существовали различного вида архалыги.
Архалыги шились на подкладке, некоторые из них до пояса плотно облегали фигуру, а к поясу пришивалась различной ширины баска. Ее могли закладывать складками или собирать в мелкую сборку. Имелись также прямые короткие архалыги без линии талии, с небольшими выступами по бокам. Рукава архалыгов также различались по покрою. Имелись прямые длинные рукава. Другой вид рукава до локтя был прямым и зашитым, а дальше приобретал форму ложного рукава, заканчивающегося элчек – мысом, чуть длиннее кисти руки. Третий вид рукавов архалыга – так называемый лелюфяр. Ниже локтя такой рукав расходился широким колоколом. К обшлагу рукава лелюфяр пришивалась оборка, заложенная в складку. Глубокий вырез ворота архалыгов в основном был типа каре, с прямыми или закругленными углами. Имелись также архалыги с прямыми несходящимися полами без застежек. Остальные виды архалыгов впереди застегивались на крючки или пуговицы.


Туман. Фрагмент. Нахичевань. XIX век

Для шитья архалыгов употребляли бархат, тирмя и различные парчовые ткани. Архалыги богато украшали различными тесемками и золотыми кружевами и т. п.
ЛАББАДА шили на стеганой подкладке. Передние полы лаббада не прикрывали грудь, а на линии талии завязывались тесьмой.
Лаббада шилась короткой, чуть ниже талии, на боках имелись чапыг – выступы. Рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой разрез. Лаббада шили из тирмя, бархата и различной выделки парчовых тканей. Подол, ворот и рукава богато украшались тесьмой, золотыми кружевами.
ЭШМЯК – стеганая женская верхняя одежда. Полы эшмяк на груди не сходились, рукава были до локтя, а под мышкой имелся большой вырез. Эшмяк шили из тирмя и бархата. Ворот, подол и рукава обшивали мехом хорька. Эшмяк внутри также подбивали мехом хорька. Ворот, рукава и подол обшивали золотыми кружевами и различными тесемками.

Женский костюм. Шуша. XIX век

КЮРДЮ – стеганая безрукавка. Передние полы не сходятся, на боках имеются выступы с разрезом. Шили кюрдю из тирмя и бархата. Ворот, подол, разрезы и проймы рукавов обшивали мехом хорька. Бытовал и другой вид кюрдю, называемый хорасан кюрдюсю, привозимый паломниками из стран Ближнего Востока. Сшиты они из замши темно-желтого цвета, и вся их поверхность вышита шелковыми нитками того же цвета.
БАХАРИ – шили на простеганной подкладке. Бахари до талии плотно облегал фигуру, а подолбаску мелкими сборками пришивали к талии. Длина бахари обычно до бедер. Рукав прямой, по локоть. Передние полы не застегиваются. Бахари шили главным образом из бархата. Подол, ворот и края рукавов украшали различной тесьмой, косой бейкой из другой ткани, золотыми кружевами.
КЮЛЯДЖА – верхняя женская одежда, отрезная в талии. К поясу мелкими сборками пришивался подол. Кюляджа не имела застежек. По длине кюляджа доходила до колен. Рукав прямой, три четверти. Кюляджа шили из тирмя и бархата. Ворот, подол, линию талии и рукава часто украшали богатой вышивкой золотыми и серебряными нитками, бисером, блестками, спиралью.
Верхняя поясная одежда женщины-азербайджанки состояла из туман – юбки, доходящей до щиколотки, за исключением зоны Нахичевань – Ордубад. Там юбки короткие. Юбка шилась из 10–12 полотен. Большинство женщин обычно носили по 5–6 юбок сразу. Юбки, надеваемые между нижней нательной и верхней юбками, назывались ара туманы, то есть промежуточные юбки. Все юбки у пояса собирались в бюзмя – мелкую сборку или гырчын – складки. В рубец юбок продергивали туман баги – самодельный плетеный шнур из шелковых цветных ниток. Оба конца этого шнура заканчивались кисточками из цветных, серебряных и золотых ниток. Юбки шили из самых различных тканей, начиная от ситца и кончая самыми дорогими, включая бархат и тирмя. Украшали в основном подол юбки: нашивали золотые или серебряные кружева, косую бейку из другой ткани, также различные тесемки.

Башмаг. Баскал. XIX век

В городах женщины при выходе на улицу поверх всех юбок надевали чахчур, состоящий из двух штанин; каждая штанина у щиколотки собиралась в мелкую сборку в виде манжеты, к которой пришивали сшитые из той же ткани носочки. Каждая штанина чахчур была самостоятельной. Шили чахчур из шелковых тканей.
Для украшения женской верхней одежды имелось большое количество домашнего и кустарного производства бафта (тесьма) – сарыма, гарагёз, зянджиря и шахпесенд (золотые или серебряные кружева). Помимо этого, как украшения использовались также гоза дюймя – полые золотые или серебряные украшения, по форме напоминающие бутон. Пришивались они вдоль выреза на груди. К подолу рубахи пришивали различной формы штампованные золотые или серебряные мидахыл, этеклик – бляшки; широко применялись золотые монеты, называемые империал. Для украшения женской одежды вышивкой использовали гюлябатын – золотые или серебряные нити, бисер, блестки и т. д.
Женская верхняя плечевая одежда украшалась также золотыми штампованными бляшками, нашиваемыми на ворот, рукава и подол.
Поверх архалыгов или чепкенов женщины носили кямяр – золотые или серебряные пояса. Большое распространение имели также широкие кожаные пояса с нашитыми на них серебряными монетами и серебряной пряжкой.
Из головных женских уборов наиболее широко были распространены келагаи, наз-иаз, газ-газ и орпяк – шелковые платки. В Азербайджане келагаи были местного кустарного производства. Основными центрами производства келагаи были города Гянджа, Шемаха и Шеки.
В некоторых местах женщины под платок надевали арахчын – невысокую шапочку с плоским донышком, чаще всего с нашитыми золотыми штампованными украшениями.
Чадра в основном характерна для жительниц города и пригородных деревень. Женщина при выходе из дома поверх всего наряда обязана была надевать еще и чадру или чаршаб, закутываясь в нее с головы до пят. Чадра могла быть однотонной атласной, клетчатой, цветной шелковой, главным образом местного производства. Обязательной принадлежностью чадры был еще и рубенд – покрывало на лицо, с ажурной сеткой для глаз.

Узун богаз гадын чекмяси. Гянджа. XIX век

Национальную одежду мужчин-азербайджанцев также можно разделить на нижнюю (нательную) и верхнюю – плечевую и поясную.
Верхняя мужская одежда азербайджанцев состояла из уст кёйняйи (рубаха), архалыг, чуха (плечевая одежда) и шалвар (поясная одежда). Следует указать, что этот комплекс народного костюма был распространен почти во всем Азербайджане, с небольшими локальными изменениями, которые касались, в частности, верхней плечевой одежды.
Существовало два типа уст кёйняйи – с прямой застежкой спереди посередине и косоворотка. Тот и другой вид рубахи имели невысокий стоячий и строченый воротник. Застегивались они на мелкие пуговицы из шелкового шнура или же крючки. Рубахи шили в основном из атласа и сатина.
АРХАЛЫГ – Верхняя мужская плечевая одежда; отрезная, в талии собранная в мелкую сборку или складку. Рукава прямые, суживающиеся книзу. До талии архалыг плотно прилегал к телу. Архалыги шили однобортными или двубортными с невысоким строченым стоячим воротником, застегивались наглухо на крючки и пуговицы. Архалыг шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, репса, сатина, ластика и других тканей. Поверх архалыга молодые люди надевали кожаные ремни – гайыш или серебряные наборные пояса – кямяр, а старики обматывали талию гуршаг – куском прямоугольной ткани длиной в 4–6 метров. Для гуршаг использовали дорогие ткани – тирмя, шал, парча и т. д.

Мужской костюм. Шуша. XIX век

ЧУХА – еще один вид верхней мужской плечевой одежды. Она была отрезной, у талии ее закладывали складками или собирали в сборку. Грудь оставалась открытой, и из-под чухи виднелся архалыг. Чуху до линии талии подбивали хлопчатобумажной или шелковой тканью, у талии застегивали на крючки и пуговицы. В Азербайджане бытовало два вида чухи – вязняли чуха и чяркязи чуха.
Обязательным атрибутом вязняли чуха являлись вязня – гозыри, которые располагались с обеих сторон на груди. Вязня первоначально служили гнездами для патронов, в дальнейшем, в ходе эволюции костюма приобрели чисто декоративный характер. Гозыри стали делать деревянными, в верхней, выступающей из гнезд части они имели колпаки из золота, серебра с чернью или позолотой и слоновой кости. Иногда от гозырей вверх отходили золотые или серебряные цепочки, которые затем соединялись вместе розеткой. Рукава этого вида чухи шили длинными и прямыми.
Чяркязи чуха отличалась от вязняли чуха, покроем рукава и отсутствием гозырей. Заканчивающиеся закругленным или острым мысом элчек и подшитые шелком рукава чяркязи чуха были ложными. Снизу эти рукава имели разрез во всю длину, с застежками на мелкие пуговицы и петли или же без них. Обычно такие рукава отворачивали до локтя, откидывали за плечи, на спину или же они свободно свисали. Длина чухи была различной. Она могла быть длинной, доходившей до щиколоток, или же короткой, чуть ниже колен. Чуху шили из махуд – сукна и шал – домотканой шерстяной ткани. Украшали чуху позументами, золотым шнуром и косой бейкой из другой ткани.


Арахчын. Баку. XIX век

ШАЛВАР – относятся к верхней мужской поясной одежде. Они состоят из двух прямых суживающихся книзу штанин. В паховый шов вставлялся треугольный клип. У пояса шалвар завязывался на туман баги – плетеный шелковый шнур, продеваемый в лифя – вздержку. Шнуры были домашнего плетения с красивыми кистями из золотых и серебряных ниток. Шалвар шили из шал и различных фабричных тканей.
КЮРК – верхняя зимняя одежда мужчин. Это шуба из овчины мехом внутрь, без застежки, с воротником. Кюрк ниже колен. В городах и торговых центрах носили Хорасан кюркю – шубу из желтой дубленой кожи с вышитым орнаментом. В горах крестьяне-пастухи носили япынджы – бурку.
Головной убор являлся важным элементом в одежде азербайджанских мужчин, ему придавалось большое значение. Ходить с непокрытой головой считалось большим позором. Наиболее распространенными видами мужских головных уборов были различных форм меховые шапки: бухара папаг и чяркязи папаг (из черного, серого или коричневого каракуля), шяля папаг (носимая чабанами) из бараньего меха и другие. Широко бытовали арахчын – тюбетейки из тирмя и шелка с разнообразными вышивками, часто золотым шитьем. Пожилые мужчины и старики под меховой шапкой носили еще тясяк – небольшую стеганую тюбетейку из белой бязи. На ночь мужчины надевали шябкулах – колпаки конической формы, стеганые или вышитые, на подкладке.

Шябкулах. Шеки. XIX век

По всему Азербайджану были широко распространены джораб – вязаные носки. Их вязали из шерстяных и шелковых ниток домашнего производства и окраски. Джорабы носили мужчины и женщины, дети и старики. Азербайджанские джорабы отличались богатым орнаментом и яркостью красок. Их орнаменты напоминают узоры ковров, вышивок, набоек и тканей. Носки были длинные, до колен, и короткие, выше щиколоток.
В Азербайджане разноцветная сафьяновая обувь была очень распространена. Как женской, так и мужской наиболее широко бытовавшей обувью были башмаг – башмаки. Женщины чаще носили вышитые башмаки и сапожки с сафьяновыми или суконными голенищами. Мужская обувь обычно не имела украшений, ее шили из дубленой и сыромятной кожи. В городах мужчины надевали кожаные башмаки, изготовленные в ремесленных мастерских. В сельских местностях мужчины носили чарыг – постолы из сыромятной кожи, верхняя часть которых была плетеной с завязками из шерстяного шнура.
Украшения в свою очередь дополняли костюм и ярко подчеркивали национальный характер одежды.

Джораб. Баку. XIX век

Материалом для изготовления ювелирных изделий были золото и серебро. Из драгоценных и полудрагоценных камней использовали бриллианты, алмазы, изумруды, яхонты, рубины, жемчуг, бирюзу, сердолик. Центрами производства ювелирных изделий были города Азербайджана: Баку, Гянджа, Шемаха, Шеки, Нахичевань, Шуша. Местные ювелиры снабжали население всеми видами ювелирных изделий. Из привозных изделий следует сказать о женских и мужских серебряных поясах с чернью – кямяр, тогга – работы кубачинских мастеров. Азербайджанские женщины любили украшения и носили их в большом количестве.
Полный комплект украшений и драгоценностей той или иной женщины назывался имарят. Сюда входили самых разнообразных видов головные и шейные украшения, кольца, серьги и браслеты.

Список использованной литературы:

1. Аристова Т. Ф., Курды Закавказья, М., 1966.
2. Гусейнов А. И., Азербайджано-русские отношения XV–XVIII вв., Баку, 1963.
3. Гейдаров М. X., Ремесленное производство в городах Азербайджана в XVII в., Баку, 1967.
4. Дворникова И. А., Русские и украинские традиции в одежде населения северо-восточных районов Украины. – «Советская этнография», 1968, № 1.
5. Дворникова И. А., Русские и украинские традиции в одежде населения бассейна р. Кубани (конец XIX – начало XX в.). – «Советская этнография», 1964, № 1.
6. Измайлова А. А., О народной одежде населения юго-восточных районов Азербайджана. – «Известия АН АзССР. Серия общественных наук», № 4, 1964.
7. Каракашлы К. Т., Материальная культура азербайджанцев северо-восточной и центральной зон Малого Кавказа (историко-этнографическое исследование), Баку, 1964.
8. Кильчевская 3. А., Азербайджанский женский костюм XIX века из селения Оджек Халданского района. – Сб. «Материальная культура Азербайджана», т. II, Баку, 1951.
9. Лобачева И. П., К истории среднеазиатского костюма. – «Советская этнография», 1965, № 6.
10. Маслова Г. С., Изменение традиционного рязанского народного костюма за годы Советской власти. – «Советская этнография», 1966, № 5.
11. Маслова Г. С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале XX в. Восточнославянский этнографический сборник. – «Труды Института этнографии», т. XXXI, М, 1956.
12. «Народы Кавказа», сб., т. II, М, 1962.
13. Русяйкина С. П., Народная одежда таджиков Гармской области Таджикской ССР. Среднеазиатский этнографический сборник (II). – «Труды Института этнографии», т. XLVII, М., 1959.
14. Студенецкая Е. И., О современной народной одежде. – «Советская этнография», 1963, № 2.
15. Студенецкая Е. И., Одежда народов Кавказа (О собирании материалов для кавказского историкоэтнографического атласа). – «Советская этнография», 1967, № 3.
16. «Татары Среднего Поволжья и Приуралья», М., «Наука», 1967.
17. Эфендиев Р., Образцы материальной культуры Азербайджана, Баку, 1960.

Из книги: Азербайджанская национальная одежда. М.: «Искусство», 1972. С. 14–18.