Оренбургский пуховый платок из чего делают. Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла. Особенности вязанного ремесла из козьего пуха

Русские народные промыслы. Оренбургский пуховый платок. December 18th, 2017

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о русских народных промыслах. В прошлый раз вспоминали крестецкую вышивку: , ну а сегодня немного поговорим о оренбургских платках пуховых. Как-никак - один из символов России:-)) Ему даже песни посвящают:-) Помните?

Оренбургский пуховый платок - это вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и т.д).Вся суть именно в пухе, который собирается с особых коз, которые водятся только в Оренбургской области.

Многие специалисты утверждают, что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире16-18 мкм. Для сравнения у тех же ангорских коз толщина заметно больше — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие.


Оренбургский пуховый платок - это защищенный бренд по наименованию места происхождения товара. Называться оренбургскими пуховыми платками имеют право только изделия "ОренбургШаль" (ИП Уваров А.А.) и "Фабрика Оренбургских пуховых платков" (ООО "Шима"). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведенных на станках.


Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Простой пуховый платок (или шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.


Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.


Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

История платка связана с оренбургским казачеством, а те в свою очередь подсмотрели у калмыков и киргизов.
Особый толчок развитию промысла дал Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. И все завертелось:-)


Впоследствии оренбургские платки по своей цене и качеству смогли составить конкуренцию даже кашемирским. И это не удивительно.
Производство платка не очень простое. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки.

Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Приятного времени суток.

Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. Это исконно русское изделие народного промысла, о котором знают не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Нигде в мире еще не изготовили такие изделия, которые смогли бы по своим свойствам сравниться с платками и шалями вязальщиц Оренбурга.

Считается, что оренбургский платок – это платок, связанный исключительно из местного козьего пуха. Уникален он тем, что очень тонок (тоньше в мире нет). Его толщина 16-18 микрон. Для примера - толщина ангорской шерсти или мохера составляет 22-24 микрон. Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые.

Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании. Жесткие погодные условия Оренбурга вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать теплый пух. Одно время французы пробовали заняться разведением оренбургских коз на своей территории, для чего была закуплена партия животных. Однако, оказавшись на территории с теплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял свою особенность и уникальность.

История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Именно тогда (после одной из экспедиций) Петр Рычков - географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и сумел описать способы изготовления платков из него. Хотя их начали вязать гораздо раньше, ведь это было традиционное занятие местных жителей.

После того, как Москва, Санкт-Петербург, а после и вся Россия узнали о существовании уникальных оренбургских платков, спрос на них увеличился в сотни раз. Это способствовало хорошему экономическому развитию в данном регионе, так как такое производство давало возможность хорошо зарабатывать. Мировая слава настигла Оренбургский платок в середине XIX века. Признание и главные награды он получил сначала в 1857 году в Париже, и далее – в Лондоне на выставке в 1862 году. Десятки тысяч пудов козьего пуха, а также изделий из него были закуплены в России для Европы. В Англии даже был налажен выпуск пуховых платков-подделок. Изделия пользовались спросом, хотя производители не скрывали, что эти платки – «Имитация под Оренбург».

Произошедший развал и появление Советского Союза привело к прекращению крупных поставок оренбургских изделий из пуха. Нет, платки вязать не перестали, но выхода на мировой рынок не стало. На смену козьему пуху из Оренбуржья пришел пух кашмирский, который по своим свойствам несколько уступал российскому.

Пуховые платки в Оренбурге вяжут и по сей день. Но пух имеет одну особенность: ему противопоказана машинная вязка, во время которой теряется мягкость и снижается качество. Поэтому все изделия продолжают вязать вручную. В связи с этим и цены на них достаточно высокие, но оренбургский пуховый платок того стоит.

Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

История возникновения

(Клубки для вязания платка )

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными. Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г.Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.

(Платок из козьего пуха )

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору. Существует легенда что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой. Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П.И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру.

Тонкости и нюансы изготовления

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков:

  • Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»;
  • Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов;
  • Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

(Платок легко проходит через тонкое колечко )

Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

(Расходящиеся ромбовидные узоры от центра платка )

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб - основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее - бантики, снежинки, сосенки.

April 16th, 2018 , 03:05 pm

Подобно тому, как у другого известного российского бренда - вологодского масла - есть свой конкретный изобретатель (Николай Васильевич Верещагин), точно так же и оренбургский пуховый платок был в некотором смысле изобретен Петром Ивановичем Рычковым (1712-1777), который, кстати, тоже являлся выходцем из Вологодчины. В 1766 г. Петр Иванович - оренбургский чиновник в отставке - опубликовал статью под названием "Опыт о козьем пухе", где теоретически обосновал возможность обустройства пуховязального промысла на тогдашней границе Европы и Азии. Цитата: "У нас в России шерсть козлиная почти вся за негодную почитается. Охота и любительство к таким вещам и делам, которые к пользе государственной обращены быть могут, побуждали меня глазами своими освидетельствовать оную шерсть, не найдется ли из нея хотя что-нибудь годное в пряжу и употребление. Козы под волосьями или под наружною шерстью имеют у себя другую, мягкую, кою называют пухом или подсадом, почему в самое нынешнее время, в декабре 1765 года, велел я, взяв одну козу, чесать ее при себе гребнем, каким чешут волосы. Сим способом достали из нея пух так тонкой и мягкой, что схож почти с хлопчатою бумагой" .

Если сам Рычков был теоретиком использования козьего пуха для нужд вязания, то его супругу - Елену Денисьевну - можно назвать самым настоящим практиком. Была она не просто домохозяйкой, а искусной пуховязальщицей, причем экспериментировала не только с козьим пухом, но и с кипрейным, за изделие из которого даже получила в 1770 г. от Екатерины II золотую медаль. Кипрейное пуховязание в Оренбуржье не прижилось, а вот козий его аналог ждало большое будущее. К началу XIX в. в степных поселениях близ рек Урал и Сакмара была опытным путем выращена образцовая порода пуховых коз с тончайшим 16-мкм пухом. В 1835 г. в своей статье "О козьем пухе" чиновник особых поручений при оренбургском военном губернаторе и будущий автор "Толкового словаря" В.И. Даль писал о местной козе так: "Проводя строгую зиму в буранной степи на подножном корму, покрывается на зиму всемогуществом благодетельной матери-природы: тонким, густым и теплым подшерстком, известным у нас под именем козьего пуха".

Давайте, наконец, дадим определение оренбургскому пуховому платку . Итак, ОПП - это вязаное изделие из пуха оренбургских коз и нити-основы (шелк, хб). Понятие платка трактуется здесь широко. Это может быть: 1. Тёплый платок, он же шаль; 2. Паутинка - небольших размеров ажурная накидка; 3. Палантин - тоже ажурная накидка, но бОльших, чем у паутинки, размеров. Именно к двум последним разновидностям ОПП применим известный критерий с продеванием изделия через обручальное кольцо.

Оренбургский пуховый платок - главная визитная карточка Оренбуржья, а потому можно не сомневаться, что конкуренция производителей в этой нише идет нешуточная. Я считаю, что потребителю с самого начала нужно сделать выбор, хочет ли он приобрести аутентичное изделие ручной работы (с моей точки зрения, это и есть настоящий ОПП ), или же готов удовлетвориться продукцией на основе того же материала, но созданного вязальными машинами. Во втором случае нет никаких проблем, оказавшись в Оренбурге, приобрести в одном из магазинов с соответствующей "брендовой" вывеской платок, паутинку или же палантин в ценовом диапазоне 3000 - 6000 р. Скорее всего это будет продукция местной компании известной под юридическими именами ЗАО "Фабрика Оренбургских пуховых платков", ОАО "Ореншаль" и ООО "Шима". Временами этот производитель пытается вести себя как агрессивный монополист (почитайте

Оренбургский платок - это один из символов России. Вязание зародилось в 18 веке, то есть около 250 лет назад. У истоков этого ремесла стоят пуховницы-рукодельницы. Впервые на пуховые платки обратил внимание исследователь Рычков. В 1766 он издает брошюру под названием «Опыт о козьей шерсти», предлагая наладить в крае пуховязальный промысел. В 1857 году пуховые платки были представлены на международной выставке в Париже. Так, платок получил мировое признание.

Пух оренбургских коз является самым тонким в мире. Его толщина составляет 16-18 мкм. Толщина пуха ангорских коз (мохер) 22-24 мкм. Именно поэтому шали и паутинки из оренбургского пуха сказочно мягкие и нежные. Однако тонкий пух очень прочный. Он даже прочнее шерсти.

В 19 веке французы предпринимали попытки вывезти оренбургских коз для налаживания производства во Франции. Однако вдали от родины животные выродились и превратились в обычных коз с грубым пухом. Так, мягкий французский климат не способствовал разведению этого животного.

Существует несколько видов оренбургских платков. Простой пуховый платок - это серая толстая вязаная шаль. Этот тип платка : он используется для повседневной носки. Паутинка - это ажурное изделие. Оно выполняется из тонкого козьего пуха и шелка. Для паутинки используется мягкая и чистая шерсть, что делает изделие очень дорогим. Паутинка подходит для торжественных и праздничных случаев. Палантин - накидка, которая по способу вязания аналогична паутинке.

Преимущества оренбургских платков

Оренбургские платки отличает оригинальный и красивый узор, мягкость, эластичность, прочность. Они отлично удерживают тепло в холодное время года. Благодаря мастерству вязальщиц на пуховых платках можно наблюдать мотивы русских сказок, преданий и песен. Кроме этого, на платках изображаются разные явления природы и символы домашнего очага. Узоры придумывают сами мастерицы.

Особенной красотой выделяются паутинки. Они имеют весьма внушительные размеры: 150 см в длину и ширину. Определить настоящую пуховую паутинку очень просто: она легко продевается в обручальное кольцо.

Пух у платков долговечный и износостойкий. Поэтому изделие будет служить долгие годы, а его внешний вид не изменится. Такие качества действительно оправдывают довольно высокую стоимость оренбургских платков.

Особенность пуховых изделий в том, что они начинают пушиться только во время носки. Это еще один признак подлинного платка. Если же новый платок необычайно мягкий и теплый, а пух словно свисает с изделия, качество этой вещи не самое высокое. Пух очень быстро вылезет, а останутся только хлопчатобумажные нитки.

Бытует мнение, что оренбургские пуховые изделия предназначены только для пожилых женщин. Но это совсем не так. Тонкие паутинки и палантины вполне могут надевать молодые девушки.

Видео по теме

Оренбургский пуховый платок известен во всем мире и считается одним из символов России. Так в чем же успех, красота и уникальность пухового платка? И почему его стоит приобрести?

В городе Саракташ Оренбургской области четверг - так называемый базарный день. С утра на центральной площади города появляются первые продавцы. Они раскладывают на прилавках шали, паутинки, палантины собственного изготовления. К обеду от обилия вязаных изделий рябит в глазах.

Продавцы (они же мастерицы), словно персонажи из сказок, закутанные в платки и паутинки ручной работы, демонстрируют свои изделия. Звучит музыка, смех, доносится аромат выпечки. Настоящая ярмарка! Появляются покупатели - гости из областного центра. Но среди припаркованных машин, можно увидеть автомобили с московскими и ленинградскими номерами. Выбрать одну паутинку и уехать просто невозможно! Все изделия такие красивые и индивидуальные, что хочется купить буквально все.

История пухового платка

Традиция вязать платки имеет давнюю историю. По официальным данным оренбургский пухововый платок появился более четверти века назад. Но другие источники сообщают, что пуховязальный промысел зародился еще задолго до появления Оренбургской губернии.

Оренбургский пуховый платок – вязаный платок из козьего пуха и нити - основы. Пух оренбургских коз самый тонкий в мире. Столь необычная толщина пуха объясняется особыми климатическими условиями, в которых живут эти животные, и особенностями их питания.

Виды пуховых изделий

Можно выделить три вида пуховых изделий.

Паутинка – ажурное, тончайшее изделие из козьего пуха и шёлковой нити. Ее надевают в торжественных, праздничных случаях, как украшение. Схема вязания паутинки сложна, а сама работа очень кропотлива. Традиционно принято проверять тонкость паутинки двумя параметрами. Она должна проходить через обручальное кольцо и помещаться в скорлупе гусиного яйца.

Палантин – накидка в виде шарфа, по способу вязанию он аналогичен паутинке.

Пуховый платок или шаль - толстый, теплый платок серого цвета. Такие изделия используются для повседневной носки зимой. В качестве нити – основы используют хлопчатобумажную или лавсанную нить. Платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи. Сначала прядут нить из козьего пуха, затем напрядают её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу.

Шаль изначально не выглядит пушистой. Изделие начинает пушиться в процессе носки. Качество платка можно легко проверить. Достаточно лишь найти середину изделия, захватить несколько нитей пуха и поднять платок. Настоящая шаль не упадет, а пух из нее не вылезет.

В настоящее время пуховые платки выпускаются на фабрике и вяжутся вручную. Безусловно, ручная работа ценится выше.

Видео по теме