Развитие интеллекта и мышления у детей. Интеллектуальное развитие дошкольников через развивающие игры. Игры и упражнения на развитие внимания

Составитель: Щипова О.Л.,
педагог-организатор д/о «Веснушки»

Игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре формируются представления детей об окружающем мире, умственные способности.

Существует множество видов игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, музыкальные и др. Каждой из них отведена определенная роль в развитии интеллекта ребенка. Развитие интеллекта включает в себя развитие речи, памяти, мышления, воображения.

Предлагаю Вашему вниманию дидактические словесные игры, играть в которые можно не только дома, но и на прогулке, в поездке и даже во время занятий домашними делами. Эти игры развивают сосредоточенность, помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

1. Игра «Найди лишнее слово»
Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.
Предложите определить слово, которое является «лишним».
Стол, диван, тарелка, стул.
Огурец, кабачок, картофель, груша.
Сосна, береза, малина, тополь.
Весна, год, лето, осень.

2. Игра «Как это можно использовать»
Предложите ребенку определить, для чего может быть использован тот или иной предмет.

3. Игра «Скажи наоборот»
Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот». Например: большой - маленький
Тонкий – толстый
Белый – черный
Пустой – полный
Сухой – мокрый

4. Игра «Кто кем будет»
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

5. Игра «Угадай по описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком фрукте, животном) он говорит и дает его описание. Например: это фрукт, он кислый, сочный (лимон).
Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными фруктами. Затем просят по описанию найти нужное изображение.

6. Игра «Бывает – не бывает»
Взрослый называет какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно. Можно предложить следующие ситуации:
Слон летит по небу.
Рыба плавает в пруду.
Крокодил принес письмо.

7. Игра «Летает - не летает», «Съедобное - несъедобное»

8. Игры «Чем отличаются две картинки?», «Найди 10 отличий»

9. Игра «Что изменилось? »
Ход игры: для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 2-3 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда ребёнок повернётся, попросите его определить, что изменилось? Игрушки можно менять местами. Также полезно использовать вместо игрушек объёмные геометрические фигуры, разных цветов, спрашивая, какую фигуру убрали и какого цвета.

10. Игра «Найди пару»
Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носочков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
Выложите перед ребёнком смешанные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар, а также устроить соревнование, кто быстрее подберёт пары.

11. Задания на нахождение у изображенной группы предметов общего признака

12. Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Взрослый называет различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Вариант игры: ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.

13. Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.

14. Игра «Картинки»
Детям на короткое время показывается картинка. Потом картинка убирается и малышам необходимо описать то, что было изображено на картинке, как можно более подробно.

15. Игра «Танцевальный кружок»
Под веселую музыку взрослый показывает ребенку какое-нибудь движение. Например, приседает, встает и разводит руки в стороны. Малышам необходимо его повторить. Движения можно усложнять и даже придумать интересный танец.

16. Игра «Зеркало»
Взрослый будет зеркалом, а ребенок повторяет за ним все, что он делает. Встаньте друг против друга и копируйте мимику, позы, жесты, то есть полностью подражайте образцу. Через некоторое время поменяйтесь с ребенком ролями.

17. Игра «Подбери ключи»
На столе раскладывается много разных ключей от замков, ребёнку предлагают запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, затем ключи перемешиваются, а ребёнок ищет заданные ключи.
Вариант игры: подобрать ключ к замку.

18. «Что сначала, что потом?»
Понадобиться набор сюжетных картинок (на один сюжет от 3 до 9 картинок с отображением последовательности событий).
Взрослый предлагает ребёнку по одной картинке найти остальные из серии и разложить их в логической последовательности действий. Дать рассмотреть 2-3 минуты и предложить по опорным картинкам составить рассказ. Чем больше картинок, тем длиннее рассказ.

19. Игра «Мемори»
Эта игра довольно популярна во всех странах. В комплекте игры 20 карточек: 10 картинок повторяются по два раза. Для игры карточки раскладываются в пять рядов рубашками вверх. Игра идет по очереди. Игрок открывает одну карточку, а затем пытается открыть и вторую карточку с такой же картинкой. Если картинки не совпали, то карточки вновь переворачиваются, если совпали - то игрок забирает их себе и ходит еще раз.

20. Упражнение «Как прошел день?»
Приучите дошкольника каждый вечер рассказывать вам, что произошло за день. Пусть постарается четко восстановить порядок дня и произошедшие события. Память должна привыкать к постоянному удержанию информации.

21. Упражнения для развития воображения у детей:
- На что похожа фигура (клякса)? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.
- Дорисуй кружки (квадраты, овалы и т.д.) так, чтобы из них получилась картинка. Можешь несколько кружков (квадратов, овалов и т.д.) объединить в одну картину.
- На что похожи облака?

22. Игра «Сочиняем сказку вместе»
Взрослый начинает рассказывать сказку, ребенок продолжает. Итогом совместных усилий часто становятся очень занимательные или смешные истории.

23. Логические задачи
Предлагают мыслительные задачи такого типа: "Саша моложе Коли. Саша старше Вовы. Кто старше?"

24. Игра «Пантомима»
Взрослый загадывает слово и изображает его с помощью мимики и жестов, без слов. Ребенок должен угадать. В следующий раз ребенок загадывает и изображает слово, а взрослый отгадывает.

25. «Отгадай слово» (предмет, фрукт, сказочного героя)
Вы задумываете какое-то слово, а ребенок задает наводящие вопросы, пытаясь угадать. По правилам игры, отвечать на любой вопрос можно только «да» или «нет».

26. Учим стихи
Все знают, что запоминание стихов - хороший способ тренировки памяти. Но ребенок не должен запоминать стихи механически. Для этого перед изучением стихотворения и после его прочтения задайте малышу разные вопросы по тексту. Например, кто сделал? какого цвета море? что хорошего увидел? и т.д. Хорошо бы еще нарисовать картинку к стихотворению или пересказать его своими словами. Затем читайте начало строчки, а ребенок должен будет поизносить рифмованное окончание. Обычно дети очень хорошо чувствуют рифму и могут быстро вспомнить окончание.

27. Игра «Фантастическое животное»
Придумайте животное, которого на самом деле не бывает - которого нет ни в книжках, ни в сказках, ни в мультфильмах. Если есть возможность, нарисуйте это животное, придумайте ему фантастическое имя, как оно двигается, чем питается, где живет это животное? С кем дружит?

28. «Лото», лабиринты для детей, разгадывания ребусов и др.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Все это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребенка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Особенно большие требования к памяти ребенка предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют развитию памяти детей, переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.

Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.

Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Интеллектуальные игры помогают ребенку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребенка к школьному обучению, расширяют возможности свободного, осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Для ребенка, особенно в дошкольном возрасте, очень важна игра. Игра не только дает простор для творчества детей, но и стимулирует их интеллектуальное развитие. Для детей старшего дошкольного возраста – от пяти до семи лет - важно предлагать игры такого типа, которые дают возможность повышения мыслительных способностей ребенка, умение анализировать, выделять главное, сравнивать.

Интеллектуальные игры для детей этого возраста должны научить малыша принимать определенное решение и выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию.

«Поиграйте со своим ребенком»

Игры на развитие восприятия

Восприятие - познавательный процесс, формирующий

субъективную картину мира.Это выделение наиболее

характерных для данного предмета или ситуации качеств,

Составление на их основе устойчивых образов (сенсорных

эталонов) и соотнесение этих образов- эталонов с предметами окружающего мира. Восприятие является основой мышления и практической деятельности, основой ориентации человека в окружающем мире, обществе. Для детей дошкольного возраста развивать восприятие лучше всего в процессе игры, которую родители могут предложить ребенку в домашних условиях.

Восприятие формы : «Узнай предмет на ощупь»

Для проведения игры необходимо положить в плотный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы, катушку, наперсток, шарик, кубик, конфету, карандаш и др. Задание ребенку: определить на ощупь, что это за предметы.

Восприятие цвета : «Подбери пару по цвету»

Необходимо найти пару предметов одного цвета. В процессе игры нужно составить пять логических пар из десяти различных предметов.

Восприятие времени : Игра основана на вопросах и ответах. Позволяет научить воспринимать такие характеристики времени как время суток, время года, течение времени (быстро, долго, часто, редко, давно, недавно, вчера, сегодня, завтра)

Вопросы ребенку:

Какое сейчас время суток? Как ты догадался?

Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?

Что бывает чаще, день или неделя?

Что растет быстрее цветок, дерево или человек?

Восприятие пространства : «Найди игрушку» Взрослый ставит игрушку в определенное место, ребенок определяет местоположение данной игрушки (в комнате, на столе, справа/слева от...,ниже/выше... и т.д

Восприятие величины : Попросить ребенка расставить игрушки по величине, собрать большие и маленькие игрушки отдельно друг от друга. Сравнить карандаши по длине. Нарисовать дорожки разной длины.

Игры на развитие памяти

Память ребенка – это его интерес. Она представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении. Предложенные в данном разделе игры способствуют развитию памяти ребенка, обучат логическим приемам запоминания.

Игры на развитие двигательной памяти.

Развивающая игра "Кукловод"

Вариант 1. Взрослый - "кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.

Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один человек - "кукловод", другой - "кукла".

Развивающая игра "Пуговица"

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Игра "Сложи узор ".

Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).

Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Игра "Фотоаппараты"

Игра на развитие памяти и внимания.

1-ый вариант: детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.

2-ой вариант: показывается картинка с изображением какого-либо сюжета (30 секунд), после чего дается другая, подобная первой картинка, но на ней некоторые предметы отсутствуют или заменены на что-то другое. Надо сказать, что изменилось.

Игры на развитие внимания

Внимание связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание является одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение ребенком доступного для него объема знаний, умений и установление контакта со взрослым. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания, и эти игры помогут его развить.

Развивающая игра «На стол! Под стол! Стучать!»

Игра развивает слуховое внимание ребенка.

Ребенок должен выполнять словесные команды взрослого, при этом взрослый старается его запутать. Сначала взрослый говорит команду и сам ее выполняет, а ребенок повторяет за ним. Например: взрослый говорит: «Под стол!» и руки прячет под стол, ребенок за ним повторяет. «Стучать!» и начинает стучать по столу, ребенок за ним повторяет. «На стол!» – руки кладет на стол, ребенок за ним повторяет и так далее. Когда ребенок привыкнет повторять движения за взрослым, взрослый начинает его путать: говорит одну команду, а выполняет другое движение. Например: взрослый говорит: «Под стол!», а сам стучит по столу. Ребенок должен делать то, что говорит взрослый, а не то, что он выполняет.

Игра "Топ-хлоп".

Игра на развитие внимания, памяти.

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

«Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.

«Где что?»

Следует договориться с ребенком, что он будет хлопать в ладоши, когда услышит слово на заданную тему, например животные. После этого взрослый должен произнести ряд разных слов. Если ребенок ошибся, игра начинается сначала.

Со временем можно усложнить задание, предложив ребенку вставать в том случае, если он услышит название растения, и одновременно с этим хлопать, когда услышит название животного.

«Зеркало»

Играть в эту игру лучше в паре. Игроки садятся или встают друг напротив друга. Один из них совершает разные движения: поднимает руки, двигает ими в разные стороны, чешет нос. Другой - "зеркало" первого.

Для начала можно ограничиться движениями рук, но постепенно усложнить игру: строить рожицы, поворачиваться и т.д. Время игры ограничивается 1-2 минутами.

Если "зеркало" сумело продержаться нужное время, оно получает один балл, а игроки меняются ролями.

«Пальчик»

Чем больше будет картинок, тем труднее и напряженее (а значит, и интереснее) будет игра. Для этой игры ребенку обязательно нужен партнер - желательно сверстник. Если такого нет, роль партнера может выполнять взрослый (бабушка, дедушка, брат и пр.), который слегка подыгрывает малышу.

Перед игрой на столе раскладывается в два ряда 10-20 картинок с изображением различных предметов. Полюбовавшись картинками и уточнив название не слишком знакомых предметов, вы обращаете внимание играющих на то, что у каждого из них один палец на руке называется указательным, потому что он указывает на что-то. "В этой игре, - сообщаете вы, - указательный палец будет указывать ту картинку, которую я назову. Кто первый правильно поставит на картинку свой указательный палец, тот ее и получит".

Потом вы сажаете напротив друг друга двух играющих малышей и просите поставить указательные пальцы правых рук на самый край стола и не поднимать их, пока они не найдут нужную картинку. Основное требование игры - искать картинку глазами, а не руками (так стимулируется умственная активность). Движение - указательный жест - является лишь последним этапом решения задачи. Ограничительное правило - держать палец у края стола - помогает ребенку удержаться от лишних движений руками.

Затем вы торжественно произносите слова: "Кто из вас раньше найдет и покажет пальчиком... ромашку (верблюда, чайник, зонтик и пр.)?" И наблюдаете, кто первым укажет нужную картинку.

Игры на развитие воображения

Эти игры способствуют постепенному усвоению принципа условности и замещения одних предметов другими, развитию воображения. В таких играх дети смогут научиться одушевлять самые разные предметы. Для этих игр можно использовать практически любые предметы, они не занимают длительного времени. Для организации игр можно использовать практически любой момент из жизни ребенка.

«Закорючки»

Лучше играть вместе с ребенком. Нарисовать друг для друга произвольные закорючки, а потом поменяться листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

«Оживление предметов»

Необходимо предложить ребенку представить себя и изобразить новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

«Дорисуй картинку»

Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы.

«Имитация действий»

Варим суп. Попросить ребенка показать как вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Игры на развитие мышления

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. Предлагаемые игры помогут научиться детям рассуждать, сравнивать, обобщать, делать элементарные умозаключения – иными словами, самостоятельно мыслить.

«Бывает - не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

«Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

«Что будет, если…»

Ведущий задает вопрос - ребенок отвечает.

"Что будет, если я встану ногами в лужу?"

"Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?" и так далее. Затем меняйтесь ролями.

«Неоднозначные ответы»

Заранее обдумайте вопросы на которые возможны неоднозначные ответы. Когда ребенок ответит на ваши вопросы, возможно вы будете очень удивлены. Такого ли ответа вы от него ожидали?

Маленькие примеры:

«Шерсть у нашей кошки очень….» ;

«Ночью на улице очень…»;

«У людей есть руки, для того чтобы …».;

«Я заболел потому, что …»

«Что на свете колючее?»

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

Во время длительной поездки, в дождливую погоду или на даче вдали от игрушек ребенка можно занять увлекательной и полезной игрой. Интеллектуальные игры хороши своей доступностью и развивают ребенка. С их помощью время пролетит незаметно. И при этом они не требуют денежных затрат или особой подготовки.

Направленность интеллектуальных игр

Интеллектуальные игры несут в себе огромный потенциал и позволяют развивать:

  • Память. В процессе игры работает как непроизвольная, так и произвольная память – даже дети дошкольного возраста прекрасно запомнят информацию, поданную в такой форме.
  • Внимание. В интересной игре ребенок максимально сосредотачивает его, стараясь не упустить из виду малейшие детали.
  • Мышление. Думая над сложной, но увлекательной задачей, школьник сможет превосходно натренировать этот навык, усвоить алгоритмы решения на будущее.
  • Логику. Интеллектуальные игры неразрывно связаны с логическим мышлением, позволяют привить его основы детям младшего возраста и усовершенствовать у более старших школьников.
  • Речь. Ряд игр, задействуя речь ребенка, развивают артикулярный аппарат и помогают усваивать новые грамматические конструкции.

Игра может иметь свою специфику и быть направлена на развитие только одного из этих процессов или же тренировать несколько навыков. В сегодняшней статье мы будем рассматривать мультизадачные игры. Помимо вышеперечисленных процессов они также помогут развить фантазию, творческое мышление, мелкую моторику и др.

Принципы применения интеллектуальных игр

Предлагая ребенку игру, важно помнить о следующих принципах:

  • Игра должна быть интересной. Предложите ребенку увлекательно провести время, вызовите в нем дух соперничества и следите за его поведением во время игры. Если энтузиазм быстро иссякает, лучше поменять задачу.
  • Игра должна иметь оптимальный уровень сложности. Слишком легкая – не сможет надолго приковать внимание ребенка, очень сложная – может расстроить его, вызвать неудовольствие или обиду.
  • Ребенку необходима поддержка, помощь и похвала. Будьте готовы к тому, что и вам самим придется поломать над задачкой голову – ребенок должен чувствовать вашу заинтересованность, видеть участие. Хвалите его успехи, но не перехваливайте, а критику сократите до минимума или уберите вовсе.

Игра «Обезьянка»


Обезьянничать не всегда плохо!

Что развивает: внимание, память, мелкую моторику, координацию движений

Начинается игра с небольшой сказки: «Жила-была маленькая обезьянка. И однажды стало ей очень скучно. Она сидела за столом и грустила, когда в комнату вошел мальчик. Обезьянка спряталась под стол и стала наблюдать. Мальчик подошел к буфету и взял конфетку – обезьянка тоже подбежала к буфету и достала конфету. Мальчик развернул бумажку – обезьянка развернула. Мальчик откусил – обезьянка откусила. Мальчик улыбнулся, и она тоже».

Далее взрослый предлагает ребенку (детям) игру, в которой сам становится мальчиком из сказки, а ребенок – обезьянкой. После этого родитель может показывать любые действия (например, собирать модельку), а задача ребенка – быстро их повторять.

«Какой предмет убрали?»

Что развивает: внимание, память, логику

Перед ребенком выкладывается набор любых предметов (оптимальное количество для детей начальной школы – 5-9). Задача ученика – внимательно рассмотреть все предметы (в течение 30-50 секунд) и запомнить их. Далее он отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен определить, какую именно вещь убрали. Если он затрудняется, то можно дать подсказку: «Этот предмет красного цвета», «Он круглый» и т.д.

Для развития логики можно несколько изменить условия игры. Чтобы угадать отсутствующий предмет ребенку дается ряд логических подсказок: «Он лежал за ножницами, но перед ручкой», «Предмет больше блокнота, но меньше книги», «Имеет четыре угла, но не квадрат» и пр.

«Хронологическая последовательность»

Что развивает: память, внимание, мышление, речь, логику

Необходимо подготовить несколько картинок по мотивам сказки. Например, к сказке колобок можно нарисовать деда и бабку, веселого колобка, зайца, волка и т.д. Можно поискать соответствующие изображения в книгах и интернете.

«Рассказ по картинкам»


Что позволяет развивает: внимание, логику, речь, фантазию

Ребенку предлагается несколько картинок, например, на одной изображена девочка, держащая конфету, на второй – девочка с пустым фантиком в руках, на третьей – плачущая девочка. Ученику необходимо составить логический рассказ по этим картинкам. При этом события в рассказе должны идти в той последовательности, в какой предъявлялись изображения.

«Расположи в правильной последовательности»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Ребенку необходимо расположить предметы в правильной последовательности на основе логических условий. Пример:

Зеленый круг не может стоять рядом с красным квадратом. Синий треугольник должен стоять перед зеленым кругом, но после желтого квадрата. Красный квадрат всегда последний. Желтый квадрат идет в паре с синим треугольником…

«Рамка из шариков»

Что развивает: внимание, мышление

Задача: Представь, что у тебя есть 15 шариков. 5 из них желтого цвета, 5 –синего, 5 – красного. Тебе нужно расположить их в треугольной рамке так, чтобы рядом не было шариков одинакового цвета.

«Разгадай код и дополни»

Что развивает: память, внимание, мышление, логику

Ребенку предъявляется ряд изображений, которые подобраны по определенному принципу. Задача – разгадать этот принцип (код) и дополнить ряд.

Например, последовательность:


Какую фигуру нужно поставить вместо знака вопроса:


Картинки из Акимова Г. Е. «SUPERинтеллект. Эффективный тренинг для развития природной гениальности»

«Геометрический шифр»

Что развивает: внимание, память, логику, мышление, речь

Ребенку предлагается следующая схема:

И условия:


Таким образом кодируется слово/фраза, которую нужно расшифровать. Например:

Картинки из Харт-Дэвис А. «Удивительные математические головоломки»

«Переверни чашки»

Что развивает: внимание, мышление, логику

Перед ребенком в ряд ставится семь чашек дном вниз. За один ход можно переворачивать три чашки (не больше и не меньше). Задача: за три хода правильно поставить все чашки.

«Викторина»

Что развивает: внимание, память, мышление, речь

Перед началом игры необходимо составить ряд вопросов на общий интеллект, знания, эрудицию, сообразительность. Вопросы могут быть как с вариантами ответов (Сколько планет в солнечной системе? А) 6; Б) 3; В) 8; Г) 9.), так и без (Сколько всего в России было императоров?).

Для повышения интереса к игре можно присуждать ребенку баллы за каждый правильный ответ, а потом обменивать их на призы. Или же устроить небольшое соревнование между детьми, кто даст больше правильных ответов.

«Загадки с подвохом»


Что развивает: внимание, память, мышление, логику, речь

Существует огромное множество загадок с подвохом, разгадывать которые интересно и взрослым, и детям:

  • Могут ли руки быть местоимением? Если да, то когда? (Когда они вы-мы-ты)
  • Какая птица, станет самой большой в Европе, если потеряет всего лишь одну букву? (Иволга)
  • Какой месяц самый короткий? (Май – всего три буквы)
  • Когда черному коту войти в дом легче всего? (Когда открыта дверь)
  • В каком месяце болтливая девочка говорит меньше всего? (В феврале – короткий месяц)

Найти такие загадки можно в книгах или в интернете.

Друзья, мы не устанем повторять: обучение дошкольника проходит в игровой форме. И чем увлекательнее игровой процесс, тем выше эффективность развивающих занятий. В игре ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми, знакомится с законами окружающего мира, учит буквы и цифры. Играя, малыш развивает свои творческие и интеллектуальные способности.

Вы переиграли во все известные вам игры и ищете новые идеи? «Эврика» всегда поможет!

Игра 1. «Фразоплёт»

Для этой игры ребёнку надо научиться плести фразы. Да не абы какие, а такие, чтобы все слова начинались на одну букву.

Например,

  • А виаторы а плодировали а ктёру А лександру А ндреевичу А брикосову.
  • Б ыстро б егает б ольшая б урая б елка.
  • В олк в ышел в он.

Справедливости ради стоит отметить, что даже для взрослого, но не подготовленного человека эта игра может быть сначала достаточно затруднительной. Начинайте с малого. Пусть малыш придумывает фразы из двух слов. Предложите подобрать любые признаки или действия, начинающиеся на одну букву (без привязки к определённому объекту). Если играть регулярно, постепенно навык разовьётся, а вместе с ним будут развиваться и интеллектуальные способности ребёнка.

Вариант 2

Можно немного модернизировать игру. Всё так же выбирается одна буква, а потом ведущий задаёт вопросы, ответом на которые должны быть слова, начинающиеся на выбранную букву (предлоги не учитываются).

Например, нам выпала буква «Г»:

  • Кто? - Г алина!
  • С кем? - С г ориллой!
  • Куда? - В г араж!
  • Зачем? - За г айками
Игра 2. «Что бывает…»

Для этой игры желательно использовать мяч. Так получится динамичнее, а потому интереснее.

Цель - научить ребёнка быстро подбирать подходящий к признаку предмет.

Как играть

Бросаете мяч со словами: «Что бывает {ваш вопрос}»?

Ребёнок должен поймать мячик, ответить на вопрос и вернуть мяч ведущему.

Например:

  • Что бывает мокрым? - Камни, трава, платье.
  • Что бывает сладким? - Торт, сахар, чай.
  • Что бывает высоким? - Дерево, дом, жираф.

Вариант 2

Вы бросаете ребёнку мяч и называете цвет, а малыш должен быстро назвать предмет, который может иметь этот цвет.

Например:

  • Белый! - Снег, вата, облачко.
  • Красный! - Помидор, свитер, занавеска.
  • Зелёный! - Светофор, яблоко, трава.
Игра 3. «Пропавшая буква»

* Игра подходит для деток, уже освоивших чтение.

Как играть

Вы пишите слово, намеренно пропуская одну или несколько букв. Задача ребёнка - отыскать пропажу и правильно прочитать задуманное вами слово.

Вы можете использовать грифельную или маркерную доску, можете выкладывать слова из кубиков с буквами или магнитной азбуки, а можно просто писать слова на обычном листе бумаги. Главное - создать весёлую атмосферу, располагающую к внимательности и эффективной работе мысли.

Вариант 2

Если находить пропавшие буквы станет неинтересно, предложите поиграть по-другому.

Расскажите, что пока вы несли слово в сумке, все буквы перемешались. Теперь, чтобы понять, что было написано на карточке (доске), придётся потрудиться. Предложите малышу несколько буквенных последовательностей, за которыми скрываются определённые слова.

КШАЛО

ШКОЛА

КНДРАПИЗ

ПРАЗДНИК

ЮЗПРИСР

СЮРПРИЗ

Игра 4. «Кто главный»

Правила игры просты.

Ребёнку предъявляется основной предмет: называется слово или демонстрируется изображение. Затем взрослый зачитывает список слов, имеющих отношение к основному предмету. Из них надо выбрать два самых важных - такие, без которых главный объект не сможет существовать.

Например, не бывает огорода без овощей и земли, но может быть огород без ограды и сторожа.

Выполняя условия игры, обязательно обсуждайте с ребёнком его ответы:

  • Почему ты выбрал именно эти признаки?
  • Почему ты считаешь их главными?
  • Насколько важны для главного предмета остальные элементы списка?

Если предполагается, что участвовать в игре будут несколько детей, можно заранее подготовить карточки такого вида:

КИРПИЧИ ЛЕСТНИЦА ДВЕРЬ

ТРУБА КРЫША

ПЛАТЬЕ

ТКАНЬ КАРМАН ПУГОВИЦА

ВЫКРОЙКА

ОЗЕРО

РЫБА ВОДОРОСЛИ ВОДА

БЕРЕГ ЛОДКА

Каждый ребёнок получает свою карточку, минутку обдумывает ответ, а затем выступает в роли докладчика.

Игра 5. «Логические задания со счётными палочками»

Упражнения такого вида прекрасно развивают пространственное мышление, учат искать нестандартные решения, помогают закрепить в сознании ребёнка изученные математические понятия.

Самым маленьким можно предлагать повторять предложенный узор или выкладывать из палочек буквы, цифры, фигуры.

В старшем дошкольном возрасте выбирайте задания более сложные. Например, такие:

Домик

  1. Отсчитай 11 счётных палочек.
  2. Сложи из них домик.
  3. Переложи одну палочку так, чтобы домик смотрел в противоположную сторону.

Рыбка

  1. Отсчитай 8 счётных палочек.
  2. Сложи из них рыбку.
  3. Переложи три палочки так, чтобы рыбка повернулась в противоположную сторону


Советы «Эврики»:

  1. Для развития смекалки предлагайте малышам разнообразные головоломки. Эти интеллектуальные игры и логические тренажёры можно подобрать под любой возраст.
  2. Стимулируйте интеллектуальные способности малыша с помощью . Чтобы маленькому непоседе не наскучило их разгадывать, выбирая задания, избегайте однотипности.
  3. Прекрасно тренируют мышление . Для успеха в игре необходим хорошая память и внимательность. Шахматы развивают произвольность. Они учат думать на несколько ходов вперёд, выстраивая победоносные стратегии.

Друзья! Не забывайте, что развивать интеллект ребёнка можно не только монотонным учением за партой. Обращайте внимание малыша на всё, что происходит вокруг него, используйте любое время, чтобы подстегнуть работу детской мысли, играйте в словесные игры, загадывайте загадки и задавайте задачки на логику. Пусть родительство ваше будет плодотворным и счастливым.

Групповые игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребенка (комплексная программа развивающих игр)
В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры.
Только те знания прочно усваиваются, которые добыты самостоятельно. То, что ребенку сообщают, может пройти мимо его сознания; но то, о чем он догадался сам, его собственное открытие остается в его памяти навсегда.
В процессе занятий специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти. внимания, мышления, воображения и т. п. в наиболее естественной для него форме
- игре . Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности и т. д. Без этих навыков ребенку будет трудно адаптироваться в школьном коллективе.
Перед проведением какой-либо игры убедитесь в готовности детей к ней (знают ли дети буквы, умеют ли считать, различают ли гласные и согласные звуки и т. д.).
Помните, что эти игры должны приносить радость и внушать детям уверенность в своих силах.

Занятие 1
1. Знакомство
Один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя. Второй ловит мяч и называет свое имя. И так далее.
Один ребенок подходит к другому, прикасается своими ладошками
к его ладошкам я называет свое имя, второй в ответ называет свое и т. д.

2. Прямой счет
Ведущий бросает ребенку мяч и говорит: Раз, ребенок ловит мяч и
продолжает счет: Два. Затем бросает мяч следующему ребенку.
продолжал счет: Три. Тот ловит мяч: Четыре., и т. д.
3 . « Слушай хлопки»
Играющие ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу плакучей и вы . (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопает в ладоши дважды, они принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка дети возобновляют ходьбу.
4. Обратный счет
Ведущий бросает ребенку мяч в называет цифру 12. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке - 11. Бросает мяч другому ребенку, продолжая счет в обратном порядке, 10. Тот ловит мяч 9. И так далее.
5. «Послушай, что за окном »
Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за дверью, затем за окном, затем - за дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что он слышал.
Занятие 2
1. Закрепление знакомства
Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей (произвольно) и спрашивает у всех детей, стоящих кружком : «Как зовут этого мальчика (Девочку)?» Дети хором называют его имя. И так несколько раз.

2. «Не пропусти растение»

Развитие способности к переключению внимания

Играющие садятся в кружок и внимательно слушают слова, которые Произносят ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретятся название растения, дети должны встать и тут же сесть обратно.

Варианты слов
ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ , КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, РАМА,
ДОМ, МАШИНА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ. ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ,
ГРАФИН, ГВОЗДIIКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА,
ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА,
КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ, ГОРОД. СОБАКА, БАНАН,
ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА. КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧЮI, ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА,
Игра проводится дважды. Дети, допускающие ошибки дважды, выбывают из круга. Игра продолжается до тех
пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

3. «Делай, как я»

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу -второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем по сигналу ведущего дети должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. Ребенок, допустивший ошибку дважды, выбывает из игры Так продолжается да тех пор, пока не останется один ребенок победитель.

4. «Кто больше увидит и запомнит?»

Развитие внимания и памяти

Детям предлагается следующее занятие: пока ведущий считает до 30, нужно найти в комнате и запомнить все предметы, в названии которых два слога. При произнесении ведущим последнего числа «тридцать» все дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет все, что запомнил; затем остальные дети дополняют его. После того как все перечисляли все, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено. Возможны разнообразные варианты этой игры. Например, на меньший счет (до 20) перечислить в комнате все предметы, в названии которых присутствует только одна гласная.

5. «Внимательные руки»

Развитие произвольного внимания, фонематического слуха

Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них. Дети внимательно слушают и, если в слове есть звук «И», поднимают правую руку если есть звук «Й» - левую; если нет ни того, ни другого - руки остаются на коленях.
ЛИФТ, ВАТИН,
ЙОД , МЕТРОПОЛIIТЕН, ИНЖЕНЕР, ВОРОБЕЙ, ИГРА, КАРАНДАШ, ПЕРО, АЛМАЗ, БУЙВОЛ, ВАГОН, ЗЛАТОГРИВЫЙ, КЛИМАТ, ПРОГУЛКА, РАССВЕТ, АЛЛЕЯ, БАЙДАРКА, ВОЕВОДА, УЧЕНЫЙ, ДИКТАНТ, МЕЧТАТЕЛЬ, КОННИЦА, ЛАДОНЬ, МАЛЕНЬКИЙ, СОСЕДИ, ПЕРВЫЙ, ПОДЪЕМ, АЙВА, СОЛОМА, ГИБКИЙ,ЯЙЦО, ИСКУССТВО, ИЛИСТЫЙ, ФАКЕЛ, ХЛЕБ, ТЕАТР, БАЛЕТ, ВОДОПОЙ, ВИЛЫ, ПОЛЕ, ПТИЦА, БАЛКОН, КАФЕТЕРИЙ, САМОЛЕТ, КОСМОНАВТ, СТАТУЯ, ХИIЩНИК, МЕДВЕДЬ, ДВОЙКА, ЗМЕЙКА,
КОНЬКИ, ГАЗОН, ЖИВОПИСЬ, ПОРТРЕТ, ЛЕБЕДЬ, ФОНТАН, ПОРТНОЙ, БАЛАЛАЙКА. ТАНЕЦ, ХОРОВОД, ЛЕЙКА,
ВОДОПАД, КИНО, КОКТЕЙЛЬ, ХВАСТУН, КОНЕЦ
6. «Змейка», или «Закончи слово»
Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе
6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, подбирая подходящий слог (можно два слога), я, в свою очередь, называет свой слог - задание для стоящего напротив второго члена противоположной шеренги, а так далее до конца.

Занятие №3

1. «Перекличка-путанка»
Развитие произвольного внимания

Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая
при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия
- нет; фамилия правильна, имя другое). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.

2. « Четыре стихии »

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов

Играющие садятся в кружок. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово огонь - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибется во второй раз, выбывает из игры.

3 . «Слушай и исполняй »

Развитие внимания и памяти

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

Занятие №4

1. «Не пропусти профессию»

Развитие способности к переключению внимания , расширение кругозора

Дети встают в круг я внимательно слушают слова, которые произносят ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессия, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК, ЛИПА, ТОКАРЬ,
СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХIIIТЕКТОР, КАРАНДАШ,
СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ,
ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР, ЛИСТО К, ЭКСКУРСОВОД,
УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРОДАВЕЦ. ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА, ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ,
ЭКОНОМИСТ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРЛФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ, ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД, ГОЛОВА, БЕРЕГ, IЕРТЕЖНИК, РОЩА, БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР, БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА, СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ, ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК, АГРОНОМ, ОКЕАН. КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР, ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ, РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ

2. « Разноцветные мячики»

Дети садятся в кружок. Ведущий молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и возвращает мяч ведущему.

3. «Зеваки»

Развитие произвольного внимания

Играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего они останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходят из круга и внимательно наблюдает за игрой.
4. « Назови соседей» (вариант с числами)
Развитие внимания, скорости мыслительных процессов
Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т. е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребенок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.

Занятие 5
1.
«Правая, левая»
Развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения, фонематического слуха
Ведущий читает ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают правую руку, если окончание твердое, левую - если мягкое.
Варианты слов
БРАТ, НОЖ. БЫЛ, МЕЛЬ, БРАТЬ, ЕЛ, ТОПЬ. ХОР, УГОЛЬ,
МЕЛ, СТАЛ, ЕЛЬ. ТОП, Б
S ЛЬ, СТАЛЬ. ПЫЛ. ВЕС. ЖАРЬ,
ПЬТЛЬ, ХОРЬ, ЖАР, ЛАЗ, ЦЕПЬ, ВЫСЬ. ВЯЗ. КОНЬ, ОБМЕН,
ВОЗ, МЫС, ПЕТЬ, ПЕЧАЛЬ, РОСТ, ПНР, СОЛIIСТ. РЫХЛИТЬ,
ТРУС, ХРУСТ, ХУДЕТЬ, ГРУСТЬ, ГРУЗ, ШАГ, ШАЛЬ, ЯД, ЮГ,
ЩЕБЕТ, ЯНТАРЬ, ЮНОСТЬ, ЩЕГОЛЬ, ЩИТ, ШТОРМ, ЧИТАТЬ, ЧТЕИ, ФАСАД, УМЕТЬ, ШАР. УКСУС, УКАТАТЬ, ШАМПУНЬ, УКАЗ, УКАЗАТЬ, УКОР, УКОРЯТЬ

2. « Мячик-с м ягчитель»

Развитие внимания, речи, темпа мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносят слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, перед тем как бросить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием.

Варианты слов
УГОЛ, БРАТ, ЕЛ, ТОП, МЕЛ, ХОР, СТАЛ, ПЫЛ, ЖАР, БЫЛ,
ЦЕН, ВЕС, ЛЮБИТ, ХОДЯТ, НОСЯТ, МОЧИТ, ВАРЯТ, СТРОИТ, ОБУТ, СЛУЖИТ, ТУЖИТ; ДОИТ, ПОИТ, ДУРИТ, ЦЕНИТ,
ХМУРI1Т, ПИЛЯТ, ШУТЯТ, МОЛ, ДАЛ, ПАР, ШАР, ВРАЛ, ВЯЗ,
ЖЕСТ, ПРАВ

3. « Тропинка»

Подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности. сплоченности

Дети берутся за руки, образуя круг, я по сигналу ведущего начинают двигаться по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «тропинка», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: Копна!, - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: Кочки! дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки . Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.
4. « Н азови соседей» (вариант с буквами алфавита)
Развитие памяти, способности к переключению внимания
Играющие встают в круг. Ведущий берет в руки мяч. Он бросает мяч одному из детей, называя любую букву алфавита. Поймавший мяч должен назвать «соседей» указанной буквы, т. е. предыдущую букву и последующую. После этого ребенок возвращает мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребенку, называя иную букву алфавита. И так далее. Ребенок, ошибающийся в назывании «соседей» дважды, выбывает из круга я наблюдает за игрой со стороны.

5. «Найди себе пару

Развитие внимания, наблюдательности, мышления

Дети получают карточки со слогами:

НА СОС
КА МЫШ

ГО РА
ЖИ ВОТ

ПАР ТА
ВО ДА

Задание: найти пару и встать рядом, чтобы получилось слово.

Занятие №6

1. « Закончи предложение»
Развитие понятийного мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен это предложение закончить. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее. Ребенок, дважды не сумевший закончить предложение, выбывает из круга и внимательно наблюдает за продолжающими игру детьми.

Птицы живут в гнездах, а люди...

Зимой идет снег, а летом...
Ты читаешь глазами, а пишешь...
В Россия говорят по-русски, а в Англии...
Из шерсти вяжут, а из ткани...
Балерина танцует. а пианист...
В Венгрии говорят по-венгерски, а в Швеции...
В Эстонии говорят по-эстонски, а в Америке...
В Польше говорят по-польски, а в Германии...
Дрова пилят, а гвозди...
Певец поет, а строитель...
Композитор сочиняет музыку, а музыкант...

2. «Правильно услышим и покажем, что услышали» Дети садятся в кружок. Ведущий договаривается с ними, как они покажут, какую фразу услышали:
если восклицательную, то обе поднятые руки соединены над головой:
если вопросительную
- правая рука поднята и согнут та полукругом, левая - перед грудью, пальцы собраны в кулачок;
если утвердительную
- оба кулачка прижаты друг к другу. Затем ведущий читает текст, делая паузы в конце предложений. Дети должны руками изображать то, что услышали (вопросительную, восклицательную идя утвердительную фразу).

Варианты текстов

Из русского фольклора

- Где ты, брат Иная?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.

- Лень, отвори дверь, сгоришь!

Хоть сг орю, да не отворю.


- Федул, что губы надул?
- Да кафтан прожег.
- Зачинить можно.
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Да один ворот остался.

Ты пирог съел?
-- Нет, не я!
- А хочешь еще?
- Хочу.

Я медведя поймал!
- Так веди стола!

Не идет.
- Так сам иди!
- Да он пускает!

Из зарубежного фольклора

Который час?

Который час?
Двенадцать бьет.
Кто вам сказал?
Знакомый кот.
А мышка где?
В своем гнезде.
Чем занята?
Штанишки шьет
Кому?
Супругу своему.
А кто се супруг?
Барон Кукарекух!
Сапожник
Был сапожник?

Был!

Шил сапожки?
Шил!
Для кого сапожки?
Для соседской кошки!

3 . «Сколько в слове слого в?»
Развитие внимания. Быстроты мышления
Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, получивший мяч, называет количество слогов в этом слове и возвращает мяч ведущему.
Варианты слов
ДУБ, КОЗА, БРАТ, ВОДА, ШУМ, ПОЛЕ. ЗИМА, КИТ, СУНДУК,
ЖIГРАФ, КОТ, ШУБА, КАТОК, ШАР, СЛОВО, КЛЯКСА, ЧАСЫ,
РУКА. ШАРФ, ЧАШКА, КНИГА, МИР, ЛЕС, МАЛЬЧИК, ГОЛОВА, ХЛЕБ, СОБАКА, КОРОВА. ЗМЕЯ, МУКА, КИНО, КИРПИЧ, СЕМЕЧКО, УЧЕНИК, РЫБА, БОТИНКИ, РУБАШКА, ЦЫПЛЕНОК. БАБОЧКА, БОЧКА

Занятие №7

1. « Синий, красный»

Развитие внимания, быстроты мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Поймавший мяч ребенок называет количество в этом слове: гласных - если мяч красный, согласных - если мяч синий, в возвращает мяч ведущему.
Варианты
слов
ОКНО, ЛЕД, РАМА, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА, ДУМА, ПЕРО,
ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОД, МЫС, РУКА, ЛИЦО,
СТОЛ, СТУЛ, ШКАФ,
ПОЛКА, ХЛЕБ, ЛЕС, ДЕРЕВО, КОРА,
ЛИСТ, ЧАШКА, ЛУК, КИНО, РАКЕТА, БУКЕТ,
СУМКА, ЗОНТ,
ЖИВОТ, КОМПОТ,
КУКЛА
2. «Рыба, птица, зверь»
Развитие способности к перек л юче ни ю внимания, памяти, мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий по очереди указывает на каждого игрока я произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, рыба...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае какую-либо рыбу. Причем названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа также считается ошибкой), то ребенок выбывает из игры, оставлял свой «Фант» ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту».

3 . «Хор»

Развитие фонематического слуха, внимания, мышления

В игре принимают участие 3-4 ребенка. Остальные внимательно следят за игрой.
Одного из играющих детей просят на некоторое время выйти за дверь (идя повернуться к играющим спиной). Остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно, - каждый свое слово. Задача «отгадчика» - понять и произнести предложение целиком. Игра проводится несколько раз так, чтобы в ней приняли участие все дети. Если отгадчик не справляется с задачей сразу, можно повторить. Выигрывает тот, для кого делалось меньше повторений.

Варианты предложений
Шел по улице отряд.
Пошла коза за орехами.
Вот два петуха.

Стала жаба важно квакать.
Летела сорока высоко.
Мука денежку нашла.
Шла кукушка мимо сада.
Повар готовил обед.
Бедная кошка порезала лапу.

На болоте стоит пень.
Жил на свете старичок.
Слои шагает по дороге.

4. «Смотри на руки»

Способствует успокоению и организации

Дети стоят друг за другом, первый ребенок - командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники игры их повторяют.

5. «Много - один»

Развитие внимания, быстроты мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращал мяч, - в единственном.

Варианты слов
КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ. ХОЛМЫ,
СЛЕДЬТ, ДОМА, КРОТЫ, КОСЫ, ГЛАЗА, ШКАФЫ, ШАРФЫ,
СЛОНЫ, САДЫ, КУСТЫ, НОСЫ, БЛИНЫ, ЛИСТЫ, ГРИБЫ,
СТОЛЫ, НОЖИ, КОРЖИ, БАНТЫ, ФАНТЫ, ПОЛЫ, БРАТЪЯ,
ГНОМ Ы, РТЫ, ЧАСЫ, БОЛТЫ, КОВШИ, РУБЛИ, ЗОНТЫ
6 . «Животные »
Развитие памяти
Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-нибудь другое животное, называет его, бросает мяч другому и т. д.

Занятие №8

1. «Цветок, дерево, фрукт»

Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок, дерево... Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать слово, в данном случае - дерево. Прячем каждый следующий раз (когда выпадает дерево, или фрукт, или цветок) названия не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный, или название повторяется, или ребенок не уложился во времени, то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок (он - победитель).

2. « Мячик-соединитель»

Развитие внимания, быстроты мышления, речи

Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносят предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется от 10 до 20 раз - в зависимости от ситуации, числа участников игры я состояния детей.
Варианты несогласованных слов
СОБАКА, ГУЛЯТЬ, ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ
ДЕРЕВО, РАСТИ, ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ
ДОЖДЬ, ЛИТЬ, ТРАВА, ЗЕЛЕНЕТЬ
СОЛНЦЕ,
СВЕТИТЬ, КНИГА, ЧИТАТЬ

КОШКА, ЦАРАПАТЬ, ПАРИКМАХЕР, СТРИЧЬ
НОЖ, РЕЗАТЬ, ГОЛОВА, БОЛЕТЬ
ДОМ, СТРОИТЬ, СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ
П0Ртн0Й, ШИТЬ, МЫШКА, ШУРШАТЬ
ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ, КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ
ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ, КРАСКИ, РИСОВАТЬ
УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ, ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ
ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ, МЯЧ, УРОНИТЬ
3 . « Запомни свое место»
Развитие памяти, внимания
Дети становятся в разных углах комнаты. Каждый ребенок должен запомнить свое место. По сигналу ведущего (один хлопок) все бегут со своих мест и начинают ходить по кругу. По следующему сигналу ведущего (два хлопка) дети должны вернуться на свои места. Местоположение детей несколько раз меняется. Победителем является тот, кто ни разу не перепутал свое место.

4. « Д ва или три слога »

Развитие внимания, речи, быстроты мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как вернуть его, изменяет слово так, чтобы оно стало:
двусложным, если мяч красный - (дом - дома);
трехсложным, если мяч синий (дом
- домики).
Варианты слов
САД, КУСТ, НОС, БЛИН, ЛИСТ, ГРИБ, СТОЛ, НОЖ, ШАР, КОРЖ, БАНТ, ФАНТ, ПОЛ, КОТ, КОЛ, ШКАФ, ШАРФ, СЛОН, ДУБ, БРАТ, ГНОМ, ПЛОТ, РОТ, ЗУБ, ЧАС, БОЛТ, КОВШ, РУБЛЬ, ГЛАЗ, ЗОНТ, КЛАД, ЧАН, СУП, МУЛ, СЕРП
Занятие №9
1. «Четвертый
лишний»
Развитие внимания, памяти, логического мышления
,дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку и называет 4 предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить лишний предмет, т. е. не подходящий к остальным, назвать его в вернуть мяч ведущем’.
Варианты слов

1) стол, стул, кровать, чайник;
2) лошадь, кошка, собака, щука;
З) елка, береза, дуб, земляника;
4) огурец, репа, морковь, заяц;
5) блокнот, газета, тетрадь, портфель;
6) огурец, арбуз, яблоко, мяч;
7) волк, лиса, медведь, кошка;
8) фиалка, ромашка, морковь, василек;
9) кукла, машинка, скакалка, книга;
10) поезд, самолет, самокат, пароход;
11) воробей, орел, оса, ласточка;
12) лыжи, коньки, лодка, санки;
13) стул, молоток, рубанок, пила;
14) снег, мороз, жара, лед;
15) вишня, виноград, картофель, слива;
16) автобус, трамвай, самолет, троллейбус;
17) река, лес, асфальт, поле;
18) пожарник, космонавт, балерина, милиционер;
19) парта, доска, ученик, ежик;
20) змея, улитка, бабочка, черепаха;
21) кисти, краски, чайник, полотно;
22) шляпа, крыша, дверь, окно;
23) молоко, чай, лимонад, хлеб;
24) нога, рука, голова, ботинок

2 . « Расставить посты»
Способствует успокоению и организации

Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), ребенок, идущий последним, должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, остальные при этом продолжают ходьбу.

Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и так далее до тех пор, пока командиром не побывает каждый ребенок.

3. «Кто кем будет?»

Развитие внимания, воображения, мышления, речи

Дети садятся в кружок. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос:
Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, девочка, пачка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок (и т. д.)?
При обсуждении ответов детей важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может появиться птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. Выигрывает тот, кто назовет больше всего вариантов.
Занятие №10
1. «Кем
был?»
Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи
Дети садятся в кружок. Ведущий, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос:
Кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом); лошадь (жеребенком); корова (теленком); дуб (желудем); рыба (икринкой); яблоня (семечком); лягушка (головастиком); бабочка (гусеницей); хлеб (мукой); шкаф (доской):
велосипед (железом); рубашка (тканью); ботинки (кожей); дом (кирпичом); сильный (слабым); мастер (учеником); листок (почкой); собака (щенком); свитер (пряжей); шуба (мехом); птица (птенцом); козел (козленком), овца (ягненком)?

2. «Мячик с путаницей»

Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет одушевленное существительное. Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает глаголом, но неподходящим, например:
ВОРОНА... мычит
ВРАЧ... чирикает и т. д.

Варианты одушевленных существительных
КОРОВА, СОБАКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА,
ШОФЕР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА, УЧИТЕЛ Ь, ЛЕТЧИК, РЫБА, ПТИЦА, МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА, БАЛЕРИНА,
ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА, КУРИЦА. БАБУШКА. КЛОУН и т. д.

3. « Волшеб н ые кляксы »

Развитие воображения, мышления, речи

До начала игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Играющие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.

4. «Отгадай вопрос»

Развитие внимания, мышления

Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет имя существительное; ребенок, бросая мяч обратно, - вопрос к этому имени существительному (кто? или что?).
5. «Что делать?»
Развитие слухового сосредоточения, мышления; моторная разрядка Ведущий читает рассказ, делая остановку после каждого слова. Задание детям: если они услышат слово, отвечающее на вопрос «Что делать?», нужно поднять обе руки над головой и помахать ими.