Эмансипация женщин история. Эмансипированная женщина. Смотреть что такое "Эмансипация женщин" в других словарях

Эмансипация женщин

Процессы социальной мобильности женщин, связанные с социальной дифференциацией женщин как отдельной социальной группы (со своими интересами, отличными от интересов семьи, рода, детей, и т. д.) и выходом женщин из приватной сферы в сферу публичную. Термин появился в середине ХIХ в. и изначально обозначал движение женщин за освобождение от зависимости и/или угнетения, отмену ограничений по признаку пола, стремление к правовому равенству полов. Цели такого рода движения направлены на изменение существующих социальных позиций: добиться равных прав в оплате труда, в получении образования и т. д. Эти процессы сопровождаются оформлением женского движения как движения социального.

Эмансипация женщин связана с обретением женщинами опыта пребывания в публичном пространстве, опыта презентации себя как индивидуальности, опыта представления своих интересов в социуме. К середине ХIХ века женщины Западной Европы, в отличие от женщин России, уже имели указанные навыки и опыт. Такой навык самостоятельного нахождения в публичном пространстве вместе с опытом общественной борьбы позволил женщинам Западной Европы начать организованную борьбу за свои права, через специально организованные женские движения, которые в ХIХ в. вылились в суфражизм (см. ). В России же женщины не имели опыта самостоятельной презентации в публичном пространстве, поэтому им приходилось (в кратчайшие сроки) заниматься конструированием и утверждением в обществе новых форм гендерной идентичности и атрибуции.

Эмансипация женщин происходит на различных уровнях: 1) на правовом - через обретение равных прав и возможностей с мужчинами; 2) на социальном - через дифференциацию женщин как отдельной социальной группы от других социальных групп и обретение опыта отстаивания собственных прав; 3) на индивидуальном - через осознание ценности женской личности, рефлексии собственного социального и телесного опыта, обретение навыка и опыта поведения в публичном пространстве.

Women"s emancipation (англ.)

Литература:

Миронов Б. Н. Социальная история России. В 2-х тт. Т. 1. СПб., 1999.

Рабжаева М. Женская эмансипация как опыт конструирования гендера (на материале социокультурной ситуации в России 50-60-х гг. ХIХ в.) // Гендерные исследования, N 5 (2/2000): Харьковский центр гендерных исследований.

Темкина А. Женское движение как общественное движение: история и теория // Гендерные тетради. Вып. 1. СПб., 1997.

© М. В. Рабжаева


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Эмансипация женщин" в других словарях:

    Эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее от мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Э. является,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эмансипация - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    ЭМАНСИПАЦИЯ - ЭМАНСИПАЦИЯ, эмансипации, мн. нет, жен. (лат. emancipatio) (книжн.). 1. Освобождение от какой нибудь зависимости, приводящее к уравнению в правах. Эмансипация женщин. Эмансипация крестьян. «Когда состоялась крестьянская эмансипация, то за души… … Толковый словарь Ушакова

    ЭМАНСИПАЦИЯ - (от лат. emancipatio) освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни … Большой Энциклопедический словарь

    Эмансипация - (от лат. emancipatio освобождение сына из под отцовской власти) освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Политическая наука:… … Политология. Словарь.

    Эмансипация (социология) - У этого термина существуют и другие значения, см. эмансипация (значения). Часть серии статей о дискриминации Основные формы … Википедия

    эмансипация - и; ж. [лат. emancipatio] Книжн. Освобождение от какой л. зависимости, подчинённости, угнетения, каких л. ограничений. Э. от предрассудков. Э. женщин; женская э. (предоставление женщинам равноправия с мужчинами в общественной, трудовой, семейной… … Энциклопедический словарь

    эмансипация - освобождение из под власти, дарование свободы Эмансипация женщин уравнение их в правах с мужчинами Ср. Эмансипированный. Ср. Чалый выискивает разные каверзы, чтобы представить в паскудном виде старых и почтенных людей, и без того немало обиженных … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ЭМАНСИПАЦИЯ - (от лат. emancipare освобождать сына из под отцовской власти) 1) освобождение от зависимости, предрассудков, опеки; отмена ограничений, уравнивание в правах (напр., эмансипация женщин); 2) юр. объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным … Профессиональное образование. Словарь

    эмансипация - ЭМАНСИПАЦИЯ, и, ж Книжн. Социальное действие, представляющее собой освобождение от какой л. зависимости, угнетения, отмена каких л. ограничений, уравнение в правах (обычно о предоставлении женщинам равноправия с мужчинами в общественной, трудовой … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Передовая демократия современного мира. Английская колония Новая Зеландия , П. Г. Мижуев. В книге историка и публициста П. Г. Мижуева рассматривается история и политическая система Новой Зеландии - страны, которую автор считал наиболее передовой демократией современного ему мира.…

Э мансипированные женщины с триумфом идут по миру. В американском кино этакие бизнес-леди развлекаются шопингом, сами воспитывают детей и свысока поглядывают на мужчин. В отечественном кинематографе героиня фильма «Москва слезам не верит» всего в жизни добилась сама, за что жизнь дарит ей чудесного принца Гошу (он же Гога). Но если рассудить…

Безусловно, успешной, эмансипированной женщине все остальные женщины прекрасного пола. Однако какой ценой дается эта свобода?

Само слово ЭМАНСИПАЦИЯ произошло от латинского emancipatio, что означает, освобождение от подчиненности, зависимости, предрассудков и угнетения. Эмансипация женщины – это предоставление ей равноправия в трудовой, общественной и семейной жизни.

Впервые об эмансипации широко заговорили еще в конце 19-го века, когда технический прогресс стал ломать патриархальный уклад жизни.

Как было до этого?

С древних времен и мужчина, и женщина, имели свои строго определенные обязанности. С детства мальчика учили выживать во внешнем суровом мире, полном опасных животных, которых надо было убить, причем порой голыми руками, чтобы прокормить семью. Добычу нужно было охранять и оборонять от других животных, а то и от своих соседей. В эти же времена девочек с детства учили этого самого мужчину кормить и всячески ублажать, так как без него выжить было очень сложно.

С появлением механических машин многое изменилось. Мужчины уже стали не особо важны, так как еды на земном шаре стало в разы больше. Опять же, у женщины, как и у мужчины, появилось больше свободного времени на то, чтобы порассуждать о своей тяжкой доле. А что делает человек, когда думает? Правильно! Он умнеет. Вот и женщины стали задумываться, почему бы им не потребовать равных прав?

С чего все начиналось

Во Франции эмансипация началась с массового шествия жриц любви, требовавших, как ни странно, уменьшения рабочего дня, создания профсоюзов… Согласитесь, в наше время это кажется смешным. К несчастью, в России русские женщины были вынуждены становиться эмансипированными по другой причине. После Великой Отечественной войны в СССР погибло больше половины мужского населения страны. Оставшиеся в живых альфа-самцы, будем предельно честными, очень быстро привыкли к пристальному женскому вниманию и постоянным почестям от государства, стали чувствовать себя слишком вольготно. В результате в России появилось множество безотцовщин от женщин, которые старались забеременеть хоть от кого-нибудь и родить для себя, а также успешных женщин, которым пришлось стать сильными, чтобы хоть чем-то обратить на себя внимание мужчины. Тем временем мужчины потихоньку привыкали, что женщина безропотно на двух работах и терпит их постоянное пьянство и лежание на диване. Лишь бы хоть такой не ушел к другой, более успешной и старательной.

А как у них?

Пока в Советском Союзе эмансипация развивалась своим, экспериментально-безвыходным путем, в европейских странах, а также в США сытые и не обделенные мужским вниманием женщины требовали равноправия с помощью митингов, требований и откровенных наездов на своих бойфрендов по отдельности и в целом. А сможет ли мужчина, который на генетическом уровне не способен обидеть женщину, переспорить галдящий бабский коллектив? … Вот именно!

К чему пришли?

Рухнул Советский Союз и заграничные женские течения потекли в матушку Россию, очаровывая все большее количество девичьих сердец. Ведь каждая женская особь любит побывать в центре внимания, любит в меру поиздеваться над этими неуклюжими мужчинами, которые ничего больше не умеют, как делать стандартные комплименты и на первом свидании заманивать в свою пещеру, посыпая путь к себе в берлогу едой, кольцами и ключами от машин и квартир… Ну, или хотя бы красноречивыми обещаниями таковых. Но если мужчина ничего так себе, можно ему и поверить временно. Не правда ли?

И тут что-то пошло не так…

Величайшие умы современности искренне считают, что окончательно отношения между мужчиной и женщиной разладились с изобретением стиральной машины и полуфабрикатов. Действительно, зачем ему женщина, если машина стирает, а процесс приготовления пищи занимает 15 минут. А сводить прелестную леди в ресторан стало непропорционально рискованным вложением средств если рассматривать это с мужской точки зрения. Ведь чаровница может и не раскрыть свои обьятья. Не проще ли гарантированно пообщаться с куртизанками? Но и это не самое страшное. Растет процент инфантильных мужчин, которые все чаще склоняются к мужской однополой любви. Оставшиеся в одиночестве женщины тоже начинают поглядывать друг на друга, а тем временем традиционные семейные пары чаще всего живут по принципу: мужчина за компьютер, женщина к подруге пообщаться.

Наравне с любимым

С первого взгляда, картина получается мрачноватая. Казалось бы, раньше было лучше, но если углубиться в изучение культуры многих стран – к женщинам там относились, мягко говоря, не очень. Возвращаться к подобному прошлому нет никакого желания. А если при этом на мужиков надежды мало, то остается уповать лишь на женскую мудрость. Как ни крути, а по признанию психологов девочки начинают пытаться управлять мужчинами уже с трехлетнего возраста. Парни, какими бы умными они ни были, всегда сделают так, как им посоветовали их «слабые» половинки. И не стоит забывать еще об одном средстве управления своим молодым человеком – сексуальным «пряником». Пока в мужчине живы первобытные инстинкты, его всегда можно превратить из грубияна-задиры в своего заботливого котика. И тогда не придется заявлять во всеуслышание о своих правах. Мужчина и так будет относиться к своей возлюбленной-девушке-супруге как к равной личности. А если хочется заботы – не стоит этого требовать. Достаточно показать себя слабой и беззащитной. Возлюбленный сам примется оберегать свою избранницу с неприсущей ему нежностью.

Что важнее – свобода или небольшие уступки любимому человеку с гарантированным возвратом затрат – личное дело каждого. Но все-таки даже самой эмансипированной особе не всегда бывает приятно , даже если это поездка на заграничный пляж.

Будем надеяться, что вскоре пройдет мода на тотальную уравниловку, когда культура жизнь диктует мужчинам и женщинам, словно бесполым манекенам, одеваться в похожую одежду, вести себя по одинаковым правилам и требовать равноправия. Да, конкуренция между пресловутыми «мужуками» и «бабами» будет всегда, но хочется надеяться, что она будет носить заигрывающий характер, а не превращаться в войну полов. Тогда каждый из нас, независимо от того, какого он пола, будет твердо знать, чем и с кем он займется .

Мифы о женском счастье, или Как сказку сделать былью Ардзинба Виктория Анатольевна

Эмансипированные женщины

Эмансипированные женщины

Когда в обществе на протяжении многих столетий происходит явное разделение сфер жизни по половым признакам и один пол ставят «выше» другого, подавляя и ущемляя в правах тех, кто «ниже», в конце концов, появляется момент, когда эти самые «низы не хотят жить по-старому» и им становится неважно, могут или нет «верхи» продолжать жить так, как жили. Веками подавляя женщин в своих правах, мужчины добились того, что женщины, стремясь восстановить справедливость, стали бороться за освобождение – сначала из-под отцовской власти (так появилась эмансипация как явление еще в Древнем Риме), а потом и из-под власти своих мужей. Ведь девушка, выходя замуж, как бы переходила «из рук в руки», то есть, вырвавшись, как ей казалось, из-под опеки отца, она тут же попадала в собственность мужа. В конце концов, терпеть подобное положение вещей стало невозможно, и началась борьба за равноправие полов во всех сферах жизни общества. Так появился феминизм (от латинского femina – «женщина») – женское движение, борющееся против дискриминации и требующее уравнивания прав с мужчинами. Первая волна феминизма прокатилась по Северной Америке еще в конце XVIII века в период войны за Независимость. Одной из родоначальниц этого движения стала Эбигейл Адамс – супруга второго президента США Джона Адамса.

Мужская часть населения вовсе не хотела сдавать свои позиции, стараясь задавить женскую эмансипацию еще в зародыше, и долгие годы замужняя американка не могла, например, подписывать контракты от своего имени, владеть собственностью и даже распоряжаться собственной зарплатой.

Мощная волна женского движения, тем не менее, докатилась и до Франции, охваченной в тот момент революционными настроениями. В 1789 году, во время Великой Французской революции, в свет выходит «Декларация прав человека и гражданина», в которой с первых же строчек провозглашается равноправие: «Все люди рождаются свободными и равными в правах». Тут можно было бы вздохнуть с облегчением: «Наконец-то!» Но… рано радуетесь, товарищи женщины! Дело в том, что подобная фраза в «Декларации» вступала в противоречие со специальным декретом, который как раз-таки урезал женщин в правах. Оплошность необходимо было исправить, и в свет выходит целый ряд актов, разъясняющих гражданам, кто не входит в категорию «свободных и равных». Как вы уже успели догадаться, женщины в эту категорию не вошли.

Такой отказ вызвал бурю негодования среди французских женщин, и, как следствие, – началось движение в защиту политических прав женщин, пробудив к жизни такое общественное явление, как феминизм. Возглавила французских феминисток одна из родоначальниц течения – Олимпия де Гуж, французская писательница и журналистка. Она предложила составить «Декларацию прав женщин», потребовав лишить всех мужчин привилегий перед женщинами. За эти «вольные» мысли и призывы к равноправию Олимпия де Гуж расплатилась собственной жизнью – в 1793 году по ложному доносу ее отправили на гильотину. Феминистская волна постепенно стала сходить на нет.

Однако старания Олимпии были не напрасны – во Франции упразднили право первородства и мужского преимущества; дети, независимо от пола, стали равны в правах наследования, законодательно был установлен развод. Правда, развестись можно было, только уличив одного из супругов в неверности. Если «неверной» оказывалась жена, то обиженный муж запросто мог отправить ее за решетку и получить развод. В случаях, когда ярость мужа захлестывала его настолько, что он убивал обманувшую его жену, закон был полностью на его стороне – «несчастного» рогоносца прощали. Если же муж, при живой жене, приводил в дом еще одну женщину, на него налагался штраф, и в этом случае отвергнутая жена могла получить развод. Но женщине все еще предписывалось подчиняться мужу: он определял ее местожительство после развода и имел больше прав на детей.

Аналогичная ситуация складывалась и в Англии, где одной из основоположниц движения за права женщин была Мэри Уоллстонкрафт – первый теоретик феминистского движения у себя на родине. Причину подавленного положения женщины в обществе она видела в невозможности получить достойное образование и отсутствии самореализации. Мэри Уоллстонкрафт считала, что единственную зависимость женщина может ощущать только от Господа Бога.

Вторая волна феминизма заметно начала набирать обороты уже во второй половине XIX века. Представители движения для достижения своих целей требовали проведения социально-экономических и юридических реформ. Женщины стали говорить о социальном праве – праве на образование и труд. Уже говорилось о внутренней и внешней свободе женщин. И эти настроения в обществе принесли свои плоды: стали расти не только образованность женщин, но и их самосознание. Пытаясь искоренить глубоко проникшее в сознание ложное мнение о мужском превосходстве, женщины уже не просто претендовали на равное положение с мужчинами, но и увидели свою главенствующую роль в развитии общества. А уж этого мужчины не могли принять никак!

Между тем, экономическое развитие и, в частности, механизация фабрик и заводов сделали свое дело: потребовалось все больше и больше рабочих рук, стала нужна уже не столько физическая сила, сколько образование и навык. Женщин начинают привлекать на «мужскую» работу, и они гордо встают к станкам, считая, что добились желаемого результата – права на физический труд наравне с мужчинами.

Но и этого оказалось мало! Женщина продолжала бороться за предоставление ей избирательных прав, она решила получить доступ и к политической жизни общества. Раньше считалось, что женщине не нужно иметь право голоса, так как ее во всем обеспечивает мужчина. Ситуация изменилась, когда женщины сами стали зарабатывать, а значит, и самостоятельно обеспечивать себя. В борьбе за свои права они даже стали объединяться в профсоюзы, устраивать забастовки и митинги протеста. Мужчины всячески пытались не сдавать свои позиции, высмеивая женщин и предлагая «несогласным» бросить борьбу и выйти замуж. Но если раньше замужество считалось панацеей – женщины вынуждены были выходить замуж за более богатых мужчин, чтобы обеспечить себя и будущих детей, то со временем эта необходимость отпала. Женщины стали в состоянии сами заботиться о своем будущем.

Мужчины пытались не замечать феминистских волнений, считая, что они не смогут разрушить сложившийся общественный порядок – женщины все еще не имели права голоса на выборах, а значит, не имели необходимых возможностей, чтобы повлиять на ход событий. Борьба полов продолжалась, и вот уже в 1888 году создается Международный совет женщин, и к началу XX века в него входят такие страны, как Австралия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды и США. Женщины упорно, пусть не так быстро, как хотелось, отвоевывали свои права.

В 20-х годах ХХ столетия движение за женское равноправие развернулось и в ряде стран Азии. В те же годы женщины США и Европы, наконец, добиваются избирательных прав, растет их занятость на рынке труда, и феминистское движение естественным образом идет на спад.

Новая, третья, волна женского движения за независимость поднялась уже после Второй мировой войны. Несмотря на огромные достижения феминизма, все же по-прежнему во всех сферах жизни главенствовали мужчины. Равноправие было больше на бумаге, чем в настоящей жизни. Эпицентром появления новой волны опять стали США. В 60-е годы ХХ столетия началась заметная борьба с различного рода дискриминацией. Американское общество начало склоняться к демократизации и изо всех сил пытаться бороться с расизмом. Возродилось и феминистское движение. Только действовать новое поколение женщин стало несколько экстравагантным способом: они появлялись в обществе в вызывающих одеждах, разбрасывали листовки с провокационным текстом, устраивали на улицах «площадной театр». Их задача была – всколыхнуть чопорную общественность.

Подобные действия имели не только позитивные, но и негативные последствия. С одной стороны, они пробуждали общественное самосознание, с другой – своими «выходками» позволяли противоборствующей стороне делать нелестные выводы о себе. Феминисток стали обвинять в половой распущенности и оголтелом, бездумном стремлении к власти. Потребовалось достаточно времени, чтобы, как говорится, «отделить зерна от плевел», и тогда проявилась вся серьезность вопроса: теоретические обоснования, повлекшие за собой грамотные практические действия. Начались исследования в области «женского вопроса», множились различные программы, позволяющие понять всю глубину данной проблемы.

И вот уже к 80-м годам ХХ столетия Международным женским сообществом принимаются документы, призывающие к ликвидации женской дискриминации во всех ее формах и проявлениях. Признается свобода женщин, в том числе и свобода выбора своего предназначения. Если раньше ей предписывалось быть женой и матерью, то теперь она была вольна сама делать свой выбор. В документах говорилась о том, что материнство – это не обязанность, а право свободной женщины. Мужчинам пришлось, в конце концов, потесниться и впустить женщин на Олимп власти. И хотя делали они это неохотно, это была бесспорная победа. Женщины получили наконец-то право не только распоряжаться своим телом, но и собственной жизнью.

В России феминизм долгое время считался частью рабочего и социалистического движения. Самостоятельно это явление в нашей стране не рассматривалось, не получив широкого развития. В 1905 году около 30 либерально настроенных петербургских женщин образовали «Союз равноправия женщин», который просуществовал до 1908 года. Русские деятельницы этого движения, в отличие от зарубежных товарок, не противопоставляли себя мужчинам, используя в своих целях общественные структуры, созданные мужчинами.

После 1908 года в рядах женского движения произошел раскол. Представительницы пролетарского женского движения во главе с А. М. Коллонтай настаивали на признании женщин полноценными субъектами, с равными с мужчинами правами, тогда как либеральные феминистки не хотели приравнивать женщин к мужчинам, признавая их отличия и защищая их полное право иметь таковые.

В 1917 году деятельность всех феминистских движений была объявлена вне закона специальным декретом.

В 1920-е годы государство, провозглашающее семью ячейкой общества и пропагандируя «материнство, как социалистическую обязанность», постепенно взяло на себя роль отца, поддерживая женщину в любом статусе – независимо от того, замужем она или нет, главное, она должна трудиться наравне с мужчинами.

Вот таким образом социалистическое государство понимало равноправие полов, решая «женский вопрос». Женщина стала более ориентирована на общественно-политическую и производственную жизнь. Это привело к ослаблению семейных устоев и снижению рождаемости. Впоследствии с этим стали бороться, так как стране, постоянно готовящейся к войне, нужна была многочисленная армия: в 1935 году в СССР прекратили производство контрацептивов, в 1936-м запретили аборты (кроме «медицинских показаний»), а вернули это право над контролем рождаемости только в 1955 году, с 1944-го и вплоть до 1965 года разводиться было возможно только через суд.

Как реакция на «советскую эмансипацию» в середине 1970-х годов в СССР началось возрождение феминизма. Причем термин «феминизм» ассоциировался в обществе с пережитком советского прошлого, то есть с чем-то негативным, идеологическим, и при этом привнесенным с Запада. Организации, отстаивающие интересы женщин, предпочитали называть себя «женскими».

Вопрос преодоления мужского превосходства над женщинами актуален и до сих пор. Справедливости ради следует заметить, что изначально мужчины не пытались бороться с женщинами. Они избрали другой путь – воспевание их добродетелей. Возведя женщину на пьедестал, они возвеличивали ее образ, слагали возвышенные стихи и оды. Но женщина – это не объект для поклонения и все время не может стоять на постаменте в кругу рассматривающих ее обожателей. Какой живой человек это может выдержать? Приятно, конечно, послушать комплименты, но, в конце концов, ноги-то устают! К тому же спуститься на бренную землю и передохнуть ей никто не предлагал. Только там, наверху, находясь в другой плоскости, она должна была вдохновлять и поддерживать мужчин, которые видели ее роль исключительно в создании и сохранении семейного очага, продолжении рода и воспитании детей. Вот и раздавалась на все лады мужская разноголосица, воспевающая главное предназначение женщины – материнство и заботу о мужчине: «Только будь возле меня, любимая, и я подарю тебе звезду!»

В бесконечной борьбе полов, в стремлении стать равной мужчине, нас подстерегает важная опасность – мы можем незаметно «перегнуть палку». Желание быть наравне с мужчиной может превратиться в потребность быть КАК мужчина. Увлеченно стремясь к справедливости, мы рискуем растерять по дороге все те женские качества, которыми нас наделила природа. И тогда мы не приобретаем что-то новое, а, наоборот, теряем. В то же время, принимая общественное мнение о распределении обязанностей, деля их на «женские» и «мужские», мы поддерживаем миф о женской доле, делая свою жизнь рутинной и несчастной.

Ей жить бы хотелось иначе,

Носить драгоценный наряд…

Но кони все скачут и скачут.

А избы горят и горят…

Н. Коржавин

Может быть, стоит подумать о себе, о том, чего мы хотим в этой жизни на самом деле? И потом, оглядевшись по сторонам, мы сможем обратить внимание на тех, кто действительно в состоянии и коня усмирить, и пожар потушить? В конце концов, есть у нас профессиональные пожарные, конюхи и табунщики. Пусть покажут, на что они способны. А уж мы, женщины, отойдем в сторонку, нежно посмотрим, ласковое напутствие дадим да платком кружевным вслед помашем.

Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Женщины и деньги Женщины традиционно отказываются от возможности принимать финансовые решения, возлагая на мужчин право управлять и распоряжаться их будущим. Исследования показывают, что отсутствие финансовой осведомленности и финансового контроля нередко

Из книги Частные визиты автора Решетников Михаил Михайлович

Мертвые женщины - … Мой отец был очень известным артистом. Правда, недолго. Тогда, в середине восьмидесятых, таких было много. На сцене и в «ящике» он выглядел лет на тридцать, хотя ему уже тогда было за пятьдесят. Моя мать пела в самом главном в нашем городе привокзальном

Из книги Женская мудрость и мужская логика [Война полов или принцип дополнительности] автора Калинаускас Игорь Николаевич

Женщины - богини Тут все тоже достаточно просто, как все, что находится в первопричине. Путаница и так любимые всеми сложности обычно начинаются на уровне следствий. Мужчина, оказавшись на краю, на острие и постоянно в зоне риска, обращается к женщине в поисках матери. В

Из книги Ошибки аиста автора Маркова Надежда

ЗАПАХ ЖЕНЩИНЫ Марина – приятная женщина лет тридцати пяти, с фарфоровой кожей, шоколадными, блестящими глазами и вальяжной купеческой леностью. Запрос ее состоит в том, что ей трудно найти себя в жизни, внутри нее живет ощущение бессмысленности всего и страх перед

Из книги Любовь по правилам и без, или Как организовать свою личную жизнь автора Ром Наталья

Женщины и «узы» Итак, женщина совершает ошибку, когда обижается на нежелание мужчины «решиться». Но еще большую ошибку она совершает, когда пытается его заставить и старается ускорить этот процесс.Вместо того чтобы радоваться уже достигнутым результатам – дружбе,

Из книги Выбрасываем старые ботинки! [Даем жизни новое направление] автора Бетс Роберт

ЖЕНЩИНЫ И ЯРОСТЬ В конце этой главы я хочу показать тебе еще раз на двух примерах, какие опустошительные и болезненные масштабы может иметь наше прежнее обращение с эмоциями. Маленькие девочки, став взрослыми женщинами, так до сих пор и не могут позволить себе быть

Из книги Как оставаться молодым и жить долго автора Щербатых Юрий Викторович

Из книги Венера в мехах / Представление / Работы о мазохизме автора Фрейд Зигмунд

Из книги Пол и характер автора Вейнингер Отто

Из книги Хочу замуж [или Я не брошу курить ради тебя] автора Лузина Лада

Из книги Секс и город Киев. 13 способов решить свои девичьи проблемы автора Лузина Лада

Женщины-«кошки» и женщины-«собаки» Издавна человечество делилось на две половины: тех, кто любит кошек, и тех, кто любит собак. Конечно, существуют личности, равно благоволящие к обоим видам или поведенные исключительно на рыбках и канарейках, так же, впрочем, как и

Из книги Путь настоящего мужчины автора Дейда Дэвид

16. ЖЕНЩИНЫ НЕ ЛГУТ Держать свое слово - удел мужественных по своей сути мужчин и женщин. Женственные же не придают такого значения своим обещаниям, навлекая на себя несправедливые обвинения во лжи. Не только слова, но и сами факты занимают в их сознании весьма скромное

Из книги Я - женщина автора

Мужественность женщины Хочу быть мужественной Почему многие женщины в своем поведении стремятся проявлять больше мужественности, чем женственности?Долгое время женщина считалась второсортным существом и полностью принадлежала мужу, она была заложницей своей

Из книги Я - женщина автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Я - мужчина [Для мужчин, и немного про женщин] автора Шереметева Галина Борисовна

Женщины Итак. Когда-то в давние времена женщины жили в своем ограниченном мире. Может, это была даже другая планета.Мир женщины представлял собой прекрасную поляну, сплошь покрытую разными цветами, ягодами и фруктовыми деревьями. На этой поляне, в тесном окружении своих

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Современная женщина имеет слишком много обязанностей. Ей мало быть "тенью мужчины", ей нужно быть личностью свободной, сильной и уверенной в завтрашнем дне. Но в связи с реалиями сегодняшнего дня возникает такое понятие, как "эмансипированная женщина". Это словосочетание зачастую трактуют неправильно, обвиняя прекрасный пол в стервозности, наглости и самовлюбленности. Вот и хочется выяснить, плюсов или минусов больше в эмансипации? Может быть, за спиной мужа все же спокойнее?

Сильная, смелая, как лебедь белая…

Какой должна быть сильная женщина? На этот вопрос каждый человек ответит по-своему. Чаще всего упоминаются такие черты характера, как решительность, выносливость, работоспособность, умение быстро ориентироваться по ситуации и отвечать за свои поступки. Получается, что женственность и нежность больше не в цене?

С этим можно спорить без конца, но всё-таки стоит попробовать нарисовать образ современной успешной женщины. Она красива и ухожена, любит свою работу или, по крайней мере, терпит её и ставит цели по достижению новых карьерных высот. Она имеет большой гардероб, так как часто выходит в свет и не может позволить себе демонстрировать вещи прошлого сезона. Кроме того, современная дама всегда имеет собственное мнение по любому поводу, а потому во многих моментах может обойти мужчину.

Но остаётся под вопросом личная жизнь такой дамы. Если она столь успешна, то рядом с ней должен быть равный либо превосходящий её мужчина. А если найти такого не получается, то сильная женщина рискует остаться одинокой.

Можно ли вернуть матриархат?

Когда-то давно женщины взяли верх над обществом. После этот период назвали матриархатом. Многие и сегодня считают, что это был золотой век человечества. Наиболее древние литературные источники о матриархальных обществах - это древнегреческие мифы об амазонках. Эти сильные воинственные женщины являются фантазийной выдумкой авторов, но они вдохновляют многих современных дам на свободный образ жизни, отказ от рождения детей и приоритет карьере.

Но выдумка могла оказаться правдой, что подтверждают недавно обнаруженные захоронения на юге России. Там, в курганах, найдены могилы знатных женщин, внутри которых есть драгоценное оружие, мечи, луки и стрелы. Помимо оружия, в могилах были бронзовые и серебряные зеркала, а также золотые серьги, детали веретена и костяные гребни. Что это значит? Что женщины оставались нежными и любящими красоту. Так чем отличаются от них современные амазонки? Получается, что не сильные изменения претерпела история эмансипации.

Разберемся в терминологии

Что такое эмансипация? Этот термин латинского происхождения обозначает освобождение сына от отцовской власти. В социологии с его помощью объясняют освобождение от зависимости и предрассудков. В гражданском праве есть такое понятие, как «эмансипация несовершеннолетних». Под ним понимается признание несовершеннолетнего дееспособным в связи с родом его занятий. По сути, данный термин употребляется в тандеме с любой социальной группой, но женская борьба за эмансипацию обусловлена дискриминацией прекрасного пола и их рвением в вопросах равноправия.

С тем, что есть проблема, не поспоришь. Вспомните, сколько существует стереотипов касательно женской логики, ума и капризов. А как приходится хитрить дамам, чтобы, не дай бог не затронуть мужскую самооценку. К примеру, женщина не должна зарабатывать больше мужчины, не должна уметь вкрутить лампочку, зато всегда должна к приходу возлюбленного подавать обед из трех блюд и радовать чистотой квартиры. Но почему же мужчинам надоедают такие женщины? Если дама смотрит своей половине в рот и выполняет все капризы, то будет ли он видеть в ней желанную женщину? Вряд ли! С такой точки зрения эмансипированная женщина - это свободный человек, имеющий право на собственную жизнь. Есть ли минусы такого положения?

С обывательской точки зрения

Итак, эмансипированная женщина - хорошо или плохо? Однозначный ответ давать будет опрометчиво, но в любом случае нельзя ударяться в крайности. Если женщина использует ненормативную лексику, курит сигары как паровоз, а на свидания ходит в мешковатых тренировочных штанах, то она с натяжкой может рассчитывать на то, что мужчины будут видеть в ней нежную фею. Но и ванильная красотка в мини и на сумасшедших каблуках не вызовет серьёзного к себе отношения. Искать золотую середину сложно, но вполне реально. Вот как определить ту грань, где заканчивается эмансипация?

А есть ли равноправие?

Сейчас для женщин нет запретных путей. Они работают и зарабатывают наравне с мужчинами. Женщина может купить себе квартиру и внедорожник. Женщина может виртуозно освоить навык парковки своего автомобиля, пойти на курсы единоборств и даже самостоятельно сделать ремонт. Зачем ей в таком случае мужчина? Исключительно для любви? Получается, что мировое равновесие покачнулось, и женщина перестала быть зависимой. Она слишком занята, чтобы планировать длительные отношения, а потому спокойно ищет приключений на одну ночь.

А нужна ли нам независимость?

Вот это верный вопрос! Так ли важна нам независимость? Зачем женщинам работать асфальтоукладчицами, самостоятельно забивать гвозди в стену и отказываться от своей сущности? Эмансипированная женщина - это реакция на инфантильность мужчин, их нежелание принимать серьёзные решения и их завышенную самооценку. Процесс эмансипации затронул и сильную половину человечества. Мужчины осваивают типично женские профессии, прекрасно готовят и даже уходят в декретный отпуск, чтобы супруга могла реализоваться в профессии. В таких семьях лидирует независимая женщина, и наличествует ведомый супруг. Гармония сохраняется, а зависимость остаётся, но немного меняется «полярность».

Классификация по типам

Можно выделить основные типы эмансипированных женщин. Они условные и корректируемые, но основные черты типажа очень наглядно проявляются.

Первый тип - женщина-мужчина. Это чрезвычайно самостоятельная женщина. Карьеристка. Она предпочитает деловой стиль, в меру сдержанный, но с толикой сексуальности. Она сама водит автомобиль, активно пользуется всевозможными гаджетами. В любви не особо требовательна, но добиваться её придется долго, так как она очень любит свободу.

Второй тип - женщина-кошка. Несмотря на кокетливое название, этот тип тоже не держится за мужчину. «Кошка» независима и уверена в себе. Она четко сознает собственную сексуальность, но совершенствует себя исключительно ради собственного удовольствия. Кошка любит себя, она слишком занята, чтобы прислушиваться к чужому мнению.

Наконец третий тип - это женщина-феминистка. В отличие от предыдущих, она негативно относится к сильному полу и воспринимает в штыки любые посягательства на её территорию. Она не приемлет явно сексуальной одежды, готовит и убирает очень редко. Предпочитает фастфуд.

Не хочу работать, а хочу платьице!

Возможно, эмансипированная женщина - это явление, созданное искусственно. Просто дамы норовят напомнить о себе, всколыхнуть в мужчинах инстинкт охотника, а сами хотят ощутить внутреннюю свободу. Но ведь действительно современная дама испытывает слишком большое давление общества. Она всем и всегда должна. Должна хорошо учиться, чтобы быть примером для младших братьев. Должна строить карьеру, чтобы не стать «клушей» без зачатков самореализации. В самый золотой возраст - 25-30 лет - женщина должна выйти замуж и родить ребенка, иначе другие люди будут называть её старой девой. Весь свой век женщина тратит на уход за собой, изнурительный спорт и косметические процедуры. Получается, что времени на отдых нет. И тут на выручку приходит «эмансипация», придерживаясь которой, можно отказаться от обязательств и хотя бы посвятить время себе.

Прелесть быть независимой

Так, может быть, независимая женщина не выживет в современном мире? Ведь все вокруг настроены против неё и в один голос твердят, что без мужа, детей и вечного борща на плите жизнь пуста и бессмысленна. Но ведь эмансипация не подразумевает полный отказ от мужского внимания, явный протест против всего или другие радикальные моменты. Независимая женщина всего лишь уважительно относится не только к другим, но к себе. Она помнит о своих желаниях, может пренебречь работой в угоду отдыху. Она ценит свою семью, но не прогибается перед ней. Вот это и есть золотая середина и та самая грань, за которой эмансипация уходит в крайность.

С мужской точки зрения

Мужчины прочно усвоили тот факт, что женщины жаждут равноправия. Но почему-то это не вдохновило их на подвиги, а, наоборот, успокоило. Мужская логика проста: эмансипированная женщина и семья несовместимы, так что и подбирать ключи к этой крепости бессмысленно. В итоге мужчины забыли о том, что такое ухаживания, перестали носить избранниц на руках. Даже интимная близость перестала быть чем-то особенным. В среднем она ожидается уже на третьем свидании. Разве это та реальность, о которой мечтает женщина? В том случае, когда мужчина обретает женские черты, его половина волей-неволей становится эмансипированной.

Со стороны дамы

А что для дамы значит термин «эмансипированная женщина»? Это комплимент? Оскорбление? Или просто констатация факта? Так уж выходит, что каждая успешная в работе и личной жизни красавица должна быть сильной, иначе она подведет супруга, родителей, друзей. Не слишком ли большая нагрузка на хрупкие женские плечи? А ведь дамы во многом остаются старомодными. Они ценят, когда им уступают место в транспорте, открывают двери или подают руку. Женщина слабее мужчины априори. И подчеркнуть это действиями - не признак эмансипации. Институт семьи для прекрасного пола по-прежнему ценен и важен, а потому им приятно, что мужчина бережет их чистоту до свадьбы. Даже если женщина сама ищет партнера на ночь, она отметит тот факт, что избранник соблюдает мало-мальски приличия.

Быть за спиной мужа не стыдно и не утопично, а потому даже эмансипированная женщина может поддерживать своего супруга, разделять его мечты и доверять ему свою жизнь и своих детей. Но при этом нельзя забывать о себе. Если не терять интерес к себе, то и окружающие не смогут проигнорировать вас. Мужчина должен оберегать свою любимую, заботиться о ней, но не соревноваться с ней.

Самый спорный вопрос, который любят обсуждать феминистки, - это женская работа по дому. Почему все обязанности по обустройству жилья ложатся на слабый пол? На самом деле это не так, и любой уважающий себя и свою даму мужчина не откажется разделить такие хлопоты. Но разница в том, что для эмансипированной женщины это не повинность, а норма. Она просто знает, что не обслуживает своего мужчину, а облагораживает свой угол. Так что эмансипация - это хорошо, но при условии, что женщина не теряет себя, а лишь находит, причем как в собственных глазах, так и для окружающих.

admin

Женщины отчаянно отстаивали свои права и боролись за равноправие. В результате получили ожидаемое, сравнялись в правах с мужчинами. Сегодня женщина самостоятельно выбирает спутника жизни, строит карьеру, успевает . Получается, что вместе со свободой слабый пол получил ворох обязанностей. Принесли ли такие изменения женщине счастье и решили, наболевшие вопросы, или погрузили в дополнительные проблемы? Как проявляется эмансипация женщин в современном обществе?

Эмансипация женщин: история

Движение за эмансипацию женщин берет истоки с французской революции. Слабый пол отвоевывал права, создавал кружки, выражал протесты путем облачения в мужские костюмы. Последней выходкой дамы вывели мужчин из равновесия и получили обратный эффект. Женщинам запретили собираться и организовывать подобные сообщества. Это француженок не остановило, и они продолжили неравный бой.

Настойчивость принесла плоды. Женщинам дали свободу и наделили правами. Далее дамы потребовали полное равенство с мужчинами во всех аспектах. Здесь эмансипация пересекается с феминизмом. Если первое направление говорит об избавлении от гнета, то второе предполагает политическую свободу, получение гражданских прав.

Эмансипация женщин в России началась позже. Первые тенденции замечены во время революции 1917 г. Большевички послужили хорошим примером, показали, на что способна русская женщина. Параллельно развивается индустрия, появляются новые профессии, вынуждающие женщин отправляться на работу. Выход из домашней обстановки открывает глаза на угнетение слабого пола. Новые знания приводят к стремлению защищать свои права.

Кто она эмансипированная женщина?

Эмансипация обросла синонимами и определениями. Это свобода, раскованность, смелость, уверенность. Эмансипированная женщина – это волевая, решительная и яркая личность, живущая в ногу со временем. Она строит самостоятельно жизнь, способна быть счастливой и подарить радость окружающим.

Если заглянуть в прошлое, то мы увидим, что женщина была дополнением к мужчине. Список прав был ограничен. Девушка, получившая приданное, не имела права распоряжаться деньгами. Операции, связанные с финансами, проводились с помощью мужа, отца, брата. Спутника жизни девушка видела за несколько дней до свадьбы. Мужа подбирали родители. Брак подразумевал выгодный союз, а не единение любящих сердец.

Женщинам отводилась четкая роль: ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Образование и рабочие места предусматривались исключительно для мужчин. Помимо узкого круга общения женщина подвергалась строгим моральным устоям. Выдвигались требования по поведению, одежде, которая не отличалась удобством, но скрывала женские прелести.

Эмансипированная женщина с ужасом представляет муки, на которые был обречен слабый пол. Унижения от мужчин, зависимость, отсутствие право голоса, бесконечные роды и скучные домашние обязанности. Современная девушка развивается, успешна на работе, участвует в выборах, совмещает воспитание детей и профессию.

Положительные стороны женской эмансипации

Главное, что получили женщины – это свободу распоряжаться временем и принимать решения. Материальная свобода, возможность путешествовать, развиваться в выбранном направлении – плюсы движения. Какие еще положительные стороны женской эмансипации?

Расширился круг общения. Выход из домашней ракушки дал женщине знакомства, подруг. Регулярное общение приводит к , раскрепощенности. Женщине не навязывают круг общения, окружая исключительно друзьями мужа.
Снизился уровень насилия. приводили к печальным последствиям. Женщина выполняла роль служанки, любовницы, подвергалась унижениям. Эмансипация не решила проблему полностью, но дала выбор. Сегодня девушки наделены правом при малейшем намеке на насилие.
Образование и карьерный рост. Уже не существует разделения на мужские и женские профессии. На руководящие должности чаще выбирают женщин, поскольку ценят скрупулезность, внимательность, ответственность. Если повернуть эмансипацию вспять, то важные сферы останутся без сотрудников.

Женщина сама решает, как ей воспользоваться победой предшественниц. Заняться поисками мужа и продолжением рода или реализовываться в профессиональной сфере. Большинство представительниц слабого пола выбирают смешанные обязанности: ведение домашнего хозяйства и выполнение рабочих обязательств.

Проблема эмансипации женщин

Выбор профессии, возможность голосовать, свобода в политической сфере и личной жизни – это несомненные плюсы и плоды эмансипации. Но, на этом дары женского движения не заканчиваются. Пришли дополнительные обязанности, а ведение хозяйства и воспитание детей с женщин никто не снимал. В результате слабый пол оброс дополнительными хлопотами.

В чем заключается проблема эмансипации женщин?

Недостаток времени. Справиться в одиночку с профессиональными обязанностями и домашними задачами сложно. Если нет помощи со стороны: няни, домработницы или бабушки, то женщина превращается в загнанную лошадь. Стандартный исход ситуации – это раннее старение из-за постоянных стрессов либо распад брака. В последнем случае женщина, решая семейные вопросы, забывает ухаживать за собой. В результате муж находит кого-то на стороне. Попробуйте переложить часть забот на мужчину. Но, статистика показывает другие результаты.
Одиночество и неполные семьи. Карьерный рост делает женщину уверенной, повышает самооценку, приводит к материальному достатку. Получается, что мужские обязанности полностью выполняются слабым полом. Женщины приходят к решению, если обеспечением семьи и воспитанием детей дамы занимаются в одиночку. Статистика показывает, что современные девушки отказываются вступать в брак. Подобная тенденция приводит к неполным семьям и пробелам в воспитании детей.
Женский алкоголизм. Перенимание мужских обязанностей, активный ритм жизни приводит к желанию расслабиться и оградиться от проблем. Алкоголь выступает временным антидепрессантом, который создает иллюзию отдыха и спокойствия. Пристрастие к спиртным напиткам появляется в результате деловых переговоров, проходящих за накрытыми столами.

Если женская эмансипация принесла столько проблем, то может вернуть все назад? Даже при сильном желании невозможно восстановить то, что разрушалось несколько сотен лет. При этом статистика показывает, что 56% мужчин мечтают, что половинки вернутся к исполнению семейных обязанностей.

След эмансипации в семейной жизни

Подмена понятий произошла в отношениях между мужчиной и женщиной. Зарубежные исследователи предупреждают, что наступает нейтрализация полов, социологи уверены, что грядет эра биархата, означающая полное равенство. Женщина, перенимая привычки, поступки и стиль жизни от сильного пола, и становится мужественной. Способствует такому образу литература и фильмы, где восхваляются решительные, уверенные девушки, которые не ищут опоры в лице мужчин.

Такие изменения коснулись и семейной жизни, эмансипация оставила свой след:

Материнская роль. Ранее миссия женщины сводилась к браку, рождению детей и воспитанию. Семьи были многодетными, и на выполнение обязанностей уходило 20–30 лет. Сегодня женщины рожают одного или двух детей, а через год уже выходят на работу. Получается, что вместо создания семейного очага женщина отправилась открывать новые территории. Эта функция ранее принадлежала мужчинам, которые вели кочевнический образ жизни. Женщине отводилась роль созерцательницы и творительницы настоящего.
Мужская роль. Слабый пол, привыкший к завоеванию и познанию нового, смиряется с активностью женщины. Нередки случаи, когда жена зарабатывает больше, занимает выше должность, а муж берет на себя домашние хлопоты. Интересно, что женственность слабого пола не уходит бесследно. Ее примеряют мужчины, но в искаженном виде. Мягкость девушек переходит в мягкотелость, внимание к деталям выражается в мелочность.

Помимо смены ролей женщина обрела права. Самостоятельный выбор мужа – это плюс. А вот свобода в личной жизни увеличила количество разводов. Плюс зафиксирован спад рождаемости, поскольку перегруженная женщина не успевает уделять время детям. Положительная сторона заключается в том, что помимо пеленок и пылесоса, женщина развивается как личность и растет в профессиональном плане.

Эмансипация женщин в современном обществе

Даже самая уверенная и гордая дама, внутри маленькая и ранимая девочка, мечтающая спрятаться за сильным плечом. К активности женщин вынуждают современные условия жизни. И речь уже не идет о борьбе за свои права. Сменилось уже несколько поколений, после проведенных движений эмансипации. Это сказалось на воспитании. Мама рассказывает девочке, что нужно хорошо учиться, поступить в институт, построить карьеру. Уроки по приготовлению еды, уборке и поведению в семье уходят на второй план. Не удивительно, что в реальной жизни девушка сталкивается с проблемами, особенно после заключения брака или рождения детей. Вкладывайте в девочек не только желание , но и учите семейным премудростям.

Основная проблема эмансипации женщин в современном обществе заключается в подмене понятий. Женщина желала равных прав с мужчиной, но не мечтала быть с сильным полом наравне. Если правильно подходить к эмансипации, то конфликтов не будет. Не стоит меняться ролями, отправляя мужа в декрет, а самой горбатиться на работе. Не забывайте, что дома вы женственная, ранимая и любящая. Дайте мужу почувствовать себя мужчиной. Стервозность, уверенность и желание командовать оставьте на работе.

Эмансипацию женщин уже не повернуть вспять. Да, и многие дамы не согласятся, если у них отнимут достигнутые права, пусть и с телегой обязанностей. Существует мнение, что эмансипация сбавила обороты, и женщины вернулись к истокам, занимаясь воспитанием детей и домашними хлопотами. Как бы там ни было, равенство между мужчинами и женщинами – это факт современного общества. А поменяется ли равенство на знак равно, зависит от взаимоотношений полов, а не феминистических настроев.

25 марта 2014, 17:32