Закаливание ребенка 3 лет в домашних условиях. Закаливание детей. Личный опыт. Видео о закаливании ребенка

От трех до шести

Этот возраст называется дошкольным — раннее детство уже позади, начинается этап, предшествующий поступлению в школу.
Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни, несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В течение дня — обязательно!

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры. Предлагаем следующее расписание.

  • Утром — воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.
  • После воздушной ванны и гимнастики — умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили — 27 градусов.
  • До и после умывания — полоскание горла. В первые дни теплой водой — 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее — каждые 7 дней. Бели ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой — на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн — от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут — под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.
Ножные контрастные ванны — после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды — 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей — каждые 7 дней), довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста — катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде — от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале — правильно стоять на них, затем — ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься — по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

Купание и плавание

Купание в открытом водоеме — наиболее эффективная закаливающая процедура. Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален — не ниже 24), в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите — не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» — сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань». Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно).
«Кто скорее». Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.
«Кто выше». Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.
«Спрячься под воду». Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» — выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья». Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.
«Мельница». Грести руками в воде: одна рука гребет, другая проносится по воздуху.
«Поплавок». Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.
«Медуза». После того, как малыш научится делать «поплавок», выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.
«Ножницы». Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.
Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале — не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап — научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие и натает затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,— не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,— применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно — надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной — и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.
Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя.

Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

При использовании материалов статьи обязательна активная гиперссылка на источник -

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Большинство детей сразу после начала посещения детского сада начинают часто болеть. Именно тогда родители задаются вопросом о том, как правильно закалять ребенка?

Врачи рекомендуют приступать к закаливанию практически с первых дней жизни. Даже зимой младенцы могут принимать воздушные и солнечные ванны, а также гулять. Мамы считают, что одних прогулок достаточно для укрепления иммунитета, но это не так. Методов и способов оздоровления существует несколько.

По мнению врачей и родителей, закаливание детей – это процедуры, укрепляющие иммунитет, при этом на организм ребенка воздействуют природные факторы: солнечный свет, вода и воздух. Основаны иммуностимулирующие занятия на контрасте температур, что увеличивает сопротивляемость организма.

Доктор Комаровский считает, что систематические занятия позволяют улучшить работу всех основных систем организма. С их помощью:

  • ускоряется обмен веществ;
  • улучшается сон;
  • повышается аппетит;
  • нервная система становится устойчивее.

Целью закаливания является адаптация организма к внешним стрессовым факторам. Дети, которым проводили укрепляющие процедуры, не заболевают от промоченных ног или внезапно сменившейся погоды. Закаленный малыш способен противостоять вирусам и большинству бактерий, так как его иммунные клетки постоянно готовы отразить атаку вредоносных агентов.

Врачи доказали, что при проведении укрепляющих мероприятий улучшается клеточная структура.

Общие правила

Перед тем как начать закалять ребенка, необходимо ознакомиться с правилами проведения этих мероприятий:

  1. Заручитесь поддержкой врача. Без его рекомендаций нельзя самостоятельно назначать процедуры.
  2. О здоровье необходимо заботиться с рождения. Поэтому получите консультацию педиатра как можно раньше.
  3. Проводите все процедуры регулярно, иначе организм отвыкнет от них, и иммунитет вернется на исходные позиции. Если вы стараетесь не кутать кроху, то менять свое решение не нужно. Комаровский рекомендует применять это правило для всех методов оздоровления.
  4. Соблюдайте последовательность проведения занятий. Не стоит использовать для купания младенца ледяную воду. Понижайте градус жидкости постепенно, начинайте с комфортных температур.
  5. Учитывайте состояние здоровья малютки и его желание. Если он не хочет обтираться мокрым полотенцем, то могут появиться психосоматические симптомы. Организм неадекватно отреагирует: появится кашель или заложенность носа.
  6. Процесс должен доставлять радость, иначе он не сможет стать ежедневным ритуалом. Правильно выбирайте время. Занимайтесь укреплением иммунитета, когда малыш здоров, бодр, весел.
  7. Нельзя начинать мероприятия во время болезней или обострения хронических патологий.

Соблюдая эти правила, вы сможете правильно организовать закаливание. Если ребенок заболел в самый разгар общеукрепляющих мероприятий, проконсультируйтесь с врачом. При незначительных симптомах простуды обычно разрешают проводить закаливающие процедуры, но щадящими способами.

Методы закаливания

Существует три метода, помогающих увеличить сопротивляемость организма к внешним воздействиям.

На помощь можно призвать природные силы:

  1. Воду: обтирание, обливание, умывание, общая ванна. Способы, связанные с водной стихией, самые эффективные. Даже взрослым рекомендуется контрастный душ, а для детей он обязателен.
  2. Воздух. С первых дней после выписки из роддома врачи рекомендуют ежедневно раздевать кроху, на некоторое время укладывать его на пеленальный столик. Предварительно проветривайте помещение до легкой прохлады (18-10 градусов). Дополнительно рекомендовано ходить босиком по земле или специальным коврикам, одеваться по погоде. Одевайте здорового подвижного ребенка чуть легче, чем себя.
  3. Солнце. Под его лучами синтезируется витамин D, важный для усвоения кальция и укрепления иммунитета. Старайтесь не допускать появления ожогов, перегревания.

Врачи считают лучшим способом, позволяющим быстро закалить ребенка, купание в открытом водоеме. При нем сочетаются все виды воздействия на организм. Начинать плавать с крохой нужно при нагреве воды до температуры не ниже 23-х градусов. Отправляйте кроху плескаться несколькими заходами, длительность каждого должна быть не более 10 минут.

Если у родителей есть возможность, то летом стоит посещать морское побережье – соленые воздух и вода благоприятно действуют на нервную систему, иммунные клетки, обмен веществ.

Врачи запрещают закаливать малышей, если у них обнаружены проблемы со здоровьем:

  • пороки сердца разной степени;
  • анемия (недостаток гемоглобина в крови);
  • острая стадия респираторных заболеваний, сопровождающаяся повышением температуры тела;
  • тяжелые неврологические патологии;
  • истощение.

Перед тем как начать закалять недоношенных детей, проведите полное обследование, получите рекомендации невролога, педиатра. Для таких детей нужно составить собственную программу оздоровления, включающую в себя физиотерапию, посещение соляной комнаты, сенсорное развитие. Комаровский утверждает, что закаливание ребенка не избавит его от заболеваний, это лишь укрепляющая иммунитет процедура.

Оздоровление при помощи солнца

Световоздушное воздействие заключается в регулярных летних прогулках. С малышами необходимо начинать гулять в тени деревьев. Выбирайте время, когда солнце не слишком активно – с 9 до 11 утра. Температура воздуха должна быть не ниже 19 градусов, при этом чадо оденьте легко. Выбирайте хлопчатобумажную одежду. При использовании этого метода укрепления организма важно знать признаки перегрева:

  • потливость;
  • покраснение лица;
  • вялость.

При их появлении нужно напоить малыша и увести его домой. Признаки перегрева могут появиться в тени, если на улице душно. В жару стоит воздержаться от прогулок, а сделать упор на водные процедуры.

После появления первого загара можно оголить ручки и ножки ребенка, чтобы начался синтез витамина D. Через 1-2 недели можно принимать солнечные ванны с малышом, раздетым до плавок, при этом температура должна быть от 22 до 29 градусов. На солнце нужно находиться не более 5 минут, а потом лучше всего спрятаться в тени.

При принятии солнечных ванн на голове ребенка должна быть светлая косынка или панама.

Укрепление иммунитета при помощи воды

Водные процедуры доступнее остальных методов. Их совмещают с ежедневными гигиеническими процедурами. Обтирания сначала проводятся сухим полотенцем, затем можно использовать влажное. Обтирания стоит внести в список ежедневных мероприятий летом, чтобы уже через несколько месяцев организм крохи смог противостоять болезням. Начинают обтирания с рук и ножек ребенка.

Утренним умыванием тоже можно закалить растущий организм. Превратить процедуру из гигиенической в лечебную, поможет снижение температуры воды с 28-29 градусов до 20. После прогулок умываться можно прохладной водой, если ручки ребенка теплые. В течение дня дайте крохе тазик с прохладной водой, чтобы ребенок мог вдоволь поплескаться.

Контрастный душ всегда начинается с теплого обливания, а заканчивается холодным. Сначала разница температур невелика, но каждую неделю диапазон увеличивается. Направлять струи следует на ноги, руки и спину. Не поливайте живот и лицо.

После вечернего купания окатите малютку прохладной водой. Вам потребуется облить ребенка более чем двумя литрами прохладной воды сразу. Первое обливание проведите жидкостью, нагретой до 36 градусов, постепенно снижайте температуру на 1-2 градуса. Сначала обливайте только ножки. Эта процедура дает отличный иммуностимулирующий эффект.

Плаванье в открытой воде или бассейне на свежем воздухе помогает сделать организм малыша максимально крепким. Начните плавать с ребенком, когда вода нагреется до 22 градусов, время пребывания в воде устанавливайте индивидуально. Самым маленьким достаточно провести там до 5 минут, постепенно увеличивайте время.

Появление на коже мурашек, дрожание, посиневшие губы – признак того, что купание в водоеме нужно прекратить. Организм при таких симптомах переохладился, стал уязвимым для болезней.

Воздушные ванны

Закаливать воздухом можно разными способами:

  • ежедневные прогулки;
  • проветривание помещения в любое время года;
  • оптимальный выбор одежды;
  • хождение босиком;
  • воздушные ванны.

О пользе прогулок знает каждая мама. Гулять надо от 1 до 6 часов в день, но помните, что пребывание на свежем воздухе не должно быть в ущерб остальным занятиям. Грудничков можно выводить на улицу в период дневного сна. Идеально, если мама может оставить кроху летом в коляске на веранде частного дома или балконе. Это позволит совместить домашние заботы и прогулку. Зимой на улице не стоит долго быть из-за опасности обморожения личика или переохлаждения.

Оптимальная температура в квартире 22 градуса. Проветривать помещение необходимо в любое время года. Современные пластиковые окна позволяют получать доступ к свежему воздуху круглый год, благодаря откидывающимся створкам. Зимой их можно держать минимально открытыми, а летом откидывать на максимум. Вместо постоянного проветривания, открывайте створки на 10-15 минут 2-3 раза в день.

Обязательно проветривание вечером перед сном. Ночью температура воздуха в комнате ребенка может быть на 4 градуса ниже дневной, это позволит сделать сон крепче.

Отдавайте предпочтение одежде из натуральных тканей и не кутайте малыша, учитывайте, его подвижность. Летом найдите площадку, по которой кроха сможет походить босиком. Это отличный массаж для ног, укрепляющий свод стопы.

Старайтесь сочетать все виды закаливания, чтобы развивать иммунитет чада органично. Пребывание на воздухе совмещайте с солнечными ваннами, а также с водными процедурами, если есть возможность.

Чаще всего вопрос о закаливании как способе укрепления детского иммунитета перед родителями встает, когда ребенок постоянно болеет простудами, гриппом, ОРЗ. Тогда папа с мамой задумываются о выборе закаливающих процедур. С чего нужно начинать закаливание трехлетнего ребенка? Какие способы подойдут для таких детей?

В наше время существует множество методов и систем закаливания детского организма. Но для детей трех лет лучше использовать следующие:

  1. Обтирание мокрым полотенцем.
  2. Полоскание горла и ротовой полости.
  3. Обливание водой.
  4. Ходьба босиком.
  5. Пляжный массаж.

Как же грамотно начать использование этих процедур?

Педиатры советуют начинать с полоскания горла. Для трехлетнего малыша это интересно и просто. Необходимо на стакан кипяченой воды добавить чайную ложку натуральной морской соли (без ароматизаторов и прочих веществ). Другой вариант - полоскание горла отваром календулы, ромашки либо добавление на стакан воды ½ чайной ложечки спиртового раствора календулы. Жидкость не должна быть теплой, но и не слишком холодной. Лучше начинать с температуры 25 градусов и снижать ее до 18 постепенно, в течение недели. Этот вид закаливания наилучшим образом подойдет для тех деток трехлетнего возраста, которые страдают тонзиллитами.

Читайте также

После привыкания к полосканию в течение недели-двух можно добавлять обтирания мокрым полотенцем. Начинают такую процедуру сугубо с конечностей. Два или три дня нужно обтирать руки и ноги малыша полотенцем, смоченным в прохладной воде (18-20 градусов), движениями вверх-вниз. Сила нажима должна быть нарастающей, а в конце процедуры обязательно досуха вытереть конечности полотенцем. На четвертый день область закаливания расширяется, и обтирается уже все тело. Последовательность процедуры такая: ручки, грудь, живот, затем спина, ножки. Через месяц проведения полосканий в сочетании с обтираниями можно добавить и контрастное обливание водой. Опять же, процедура начинается сугубо с конечностей. В этом случае обливать надо ножки ребенка. В одном тазу должна быть горячая вода (40-45 градусов), в другом холодная (20-25). Начинать нужно с обливания ступней горячей водой и ней же заканчивать. Смена температур должна происходить 4-5 раз. Далее, через несколько дней, обливаются уже ножки выше колена. Адаптация к этой процедуре составляет 14 дней. После этого можно переходить к обливанию тела ребенка. Первый раз - это горячее-холодное-горячее обливание. После этого малыша растирают теплым полотенцем. Так действуют на протяжении недели. А уже со второй можно добавить еще два чередования температур.

Альтернатива обливанию - ходьба босиком и пляжный массаж. Начинать рекомендуется с ходьбы босиком по резиновому коврику со специальными пупырышками. Пусть дитя это делает, проснувшись утром и за час перед укладыванием спать на ночь. По своей сути, коврик является стимулятором биологически активных точек на стопах ребенка. Затем, дней через 10 привыкания к коврику, можно пробовать ходить по траве босиком, начиная с 2 минут и увеличивая продолжительность такой ходьбы в течение недели до 10 минут.

Пляжный массаж - это не только ходьба на пляже по гальке. Ее можно принести домой и предлагать малышу ходить по ней на дне тазика. Вода в нем сначала должна быть температурой 27-29 градусов. Ее нужно постепенно снижать. Ребенок может топтаться по камушкам, стоя, или перекатывать их стопами, сидя на стульчике и опустив ноги в таз. Таким образом приводятся в состояние активности иммунные зоны на стопах трехлетнего ребенка.

Что касается периода начала закаливающих процедур, то, конечно же, лучше это делать летом. Когда похолодает, ходьба босиком по траве заменяется пляжным массажем.

Главное в проведении закаливающих процедур - их систематичность. При этом сами манипуляции должны вызывать у малыша положительные эмоции. Таким детям нужно предварительно объяснить цель таких процедур. В три годика дети уже способны понять, что закаливание - лучше таблеток и уколов.

Как закалять ребенка? Этот вопрос волнует многих родителей. Почти все мамы и папы знают, что закаливание помогает избавиться от частых простуд, укрепить иммунитет и здоровье ребенка. Но как правильно закаливать ребенка? Как получить максимальный эффект от закаливания?

Как закалять ребенка: несколько секретов

Залог правильного закаливания - систематичность и методичность. Если вы решили оздоровить своего ребенка, то необходимо комплексно подойти к этому вопросу, мало только одного закаливая, нужно в целом пересмотреть режим дня ребенка, рацион его питания.

Так что, первый шаг к здоровью - это не закаливание, а изменение жизненного уклада ребенка. Только после того, как твой малыш начнет жить по режиму и правильно питаться, можно начинать программу систематичного закаливания.

Зачем закаливать детей?

Закаливание - это наиболее эффективная профилактика простуд, заболеваний дыхательных путей, ОРВИ, сердца. Именно закаливание позволяет держать тело в тонусе и поддерживать бодрость духа. Именно поэтому важно знать, как закалять ребенка?

Если вы решили начать закаливание ребенка, то стоит узнать, есть ли в том детском саду, который посещает ваш ребенок, специальные оздоровительные группы. Если да, тогда вы можете положиться на опыт профессионалов и доверить закаливание вашего чада воспитателям. Если же такой группы не окажется, тогда нужно взять инициативу в свои руки.

Как закалять ребенка: 10 правил для родителей

1. Основные факторы закаливания - это солнечные ванны, водные процедуры, свежий воздух.

2. Желательно начинать закаливание с первых месяцев жизни малыша. Если же в младенчестве вы не приучили ребенка к закаливанию, не волнуйтесь, это можно сделать в любом возрасте.

3. Главное для закаливания ребенка - это ваша настойчивость и целеустремленность. Если вы начали закаливание, не делайте перерывов, ведь даже после небольшого перерыва придется все начинать заново.

4. Характер закаливания должен соответствовать возрасту ребенка. Новшества в закаливании нужно вводить постепенно, с равномерным увеличением.

5. Перед тем, как начать закаливание ребенка, необходимо проконсультироваться с доктором. Возможно, что врач даст какие-либо противопоказания, тогда закаливание начинать не стоит. Если же противопоказаний не было, и вы начали закаливание, с первых дней процедур регулярно посещайте педиатра. Если здоровье ребенка ухудшается при закаливании, тогда процедуры необходимо прекратить и обратиться к врачу.

6. Начинать закаливать необходимо с воздуха и воды.

7. заключается в ежедневном проветривании комнаты, где находится ребенок. Такие проветривания нужно делать около трех раз в день, даже в зимний период. Летом, когда жарко, окна можно вообще не закрывать. Температура в комнате должна быть не ниже 18 градусов. Чаще гуляй с ребенком на улице. В теплое время года полезны гуляния босиком по морским ракушкам, щебени, траве, камням.

8. Делайте вместе с закаливанием традиционные процедуры - купания и умывания.

Начинайте умывать ребенка прохладной водой (28С) и постепенно уменьшайте температуру воды до 20С.

9. Также можете проводить обливания: купайте ребенка в теплой воде (36 С) в течение 8 минут, после этого облейте малыша более прохладной водой. Каждые 5 дней снижайте температуру воды для обливаний на один градус, необходимо свести ее к температуре не меньше 28С.

10. Перед тем, как вы начнете закаливать ребенка, попробуйте закаливание сами, чтобы иметь свое представление об этом процессе.